МиксLook

Перинатальная психология: когда мы становимся собой

Каждый, кто задумывается о становлении и развитии собственного «Я» и хочет подробней разобраться в путях эволюции личности, рискует столкнуться с недюжинным массивом информации на эту тему: древние религии, разнообразные учения, психологические теории предлагают нам посмотреть на себя и свою персону с самых разных ракурсов.

perinatal-Psychology

Пожалуй, в повседневной жизни все люди, отчасти несознательно, прежде всего исповедуют теорию влияния воспитания и окружающей среды. Но все большую популярность приобретает теория о перинатальных этапах развития «Я» человека. Действительно ли мы становимся собой и формируем свой характер еще в утробе матери?

Бурный всплеск массовых увлечений теорией Фрейда в начале двадцатого века привел к тому, что миллионы людей заглядывали в поисках ответов в своё детство и свои сны, трактуя их с точки зрения вытесненных сексуальных желаний, подавленных еще в раннем возрасте вследствие воспитания. Несмотря на всю гениальность этих открытий, за пределы биографического опыта эта теория так и не вышла. Ответы на многие вопросы так и не были найдены.

Следующим активным толчком к развитию различных психологических теорий, несомненно, послужила Вторая мировая война со всеми её ужасами и совершенно жуткими событиями, с которыми столкнулись, казалось бы, уже «цивилизованные» люди ХХ века. В ходе исследований, проведенных с участием бывших заключенных концлагерей, психологи пришли к выводу, что все-таки выбор поведения человека в тех или иных обстоятельствах зависит не от этих обстоятельств, а от самого человека. Еще раньше и отступник от фрейдистской теории, психиатр Карл Густав Юнг, пришел к глубокому убеждению, что личность образуется еще до биологического рождения.

perinatal-Psychology

Но, несмотря на эти выводы, всё равно открытым остается вопрос: когда же и как сформировалась та личность, преломить и изменить которую не могут даже ужасы концлагерей?

Впервые теория базовых перинатальных матриц (БПМ) была выдвинута американским психиатром чешского происхождения Станиславом Грофом. Надо сказать, что до сих пор научность этой теории подвергается сомнению в широких кругах — в частности, из-за ограниченного количества материала, с которым могут работать психиатры, и трудности доступа к получению нового. Ведь Гроф был одним из апостолов ЛСД; он был из тех прогрессивных врачей, которые оценили истинную мощь этого психоделика в то время, когда работа и эксперименты с ним были еще легальными. Неоднократно испытав действие препарата на себе самом, а также проведя многочисленные сеансы с пациентами и достигнув с помощью этой терапии успеха, Станислав Гроф выдвинул основные положения своих инновационных взглядов.

perinatal-Psychology

Однако инновационность теории перинатальных матриц — не просто эпатаж и откровение неслыханных прежде вещей. Теория БПМ основывается на наследовании предыдущего психологического и психиатрического опыта: в частности, это опыт Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Согласно Грофу, существует три «уровня» человеческого сознания:

1. Биографический уровень — это прежде всего то, о чем в своих работах говорил Фрейд. На личность человека, по его мнению, влияет преимущественно его детство и вытесненные затем по моральным и воспитательным соображениям желания.

2. Перинатальный уровень — инновация, привнесенная самим Станиславом Грофом. Акт рождения, по его мнению, является ключевым опытом, влияющим на личность человека после рождения.

3. Трансперсональный уровень — уровень, безусловно, наиболее полно отраженный в исследованиях Юнга. Этот уровень связан с измененными состояниями сознания и является не менее реальным, чем уровень биографический.

В свою очередь, перинатальный уровень, исследованиям которого Гроф отдал большую часть своего времени, подразделяется на четыре базовых перинатальных матрицы.

perinatal-Psychology

БПМ-I — это первая матрица, единственная, которая не является динамической. Первой перинатальной матрице соответствует пребывание эмбриона в утробе матери. Обычно состояние, которое связывает человек в уже сознательной жизни с этим периодом внутриутробного развития, описывается как безмятежное, абсолютно защищенное, даже космическое. При употреблении психоделических веществ и переживании заново этого этапа, человек может соприкоснуться с такими архетипами, как Начало, Океан, Космос и даже Бог. Разбирая психологические проблемы своих пациентов, Станислав Гроф заметил, что многие трудности в человеческом сознании вызваны страстным желанием вернуться в это изначальное космическое состояние, во всеблагую среду, вновь почувствовать себя защищенным и гармоничным. На этом этапе, как правило, человеку еще неведомы дисгармония, нужды, хаос последующих динамических матриц и травмирующий опыт рождения (негативный контекст эта матрица приобретает в тех случаях, если мать и её организм подвергаются деструктивным факторам: стрессы, голодание, биологические проблемы, употребление алкоголя и никотина и т. п.). Также Гроф сделал вывод о том, что люди страдают от невозможности вернуть это состояние, а вернее от незнания того, как это сделать.

perinatal-Psychology

БПМ-II — это вторая матрица, которая уже относится к динамическим. Однако вся сложность именно этого периода заключается в том, что сам плод не воспринимает понятие «динамики» как нечто положительное. Для готовящегося появиться на свет человека первое изменение в его гармоничном и самодостаточном состоянии — это тяжелейший стресс. Твердое убеждение, росшее на протяжении девяти месяцев, и твердившее о том, что организм матери всегда будет заботиться о плоде, вдруг оборачивается горьким разочарованием и растерянностью. Начинаются схватки. Плод чувствует себя стесненным, обделенным и зажатым. Кислород и питательные вещества не поступают в нужном количестве. Именно на этом этапе в психику нового человека закрадывается понимание экзистенциальной пустоты и поистине Дантовских мучений на последних кругах Ада. Человек, испытавший наиболее ощутимые сложности на уровне второй перинатальной матрицы, впоследствии может столкнуться в реальной жизни с проблемами алкоголизма и наркомании, это будут попытки уйти от всепоглощающего разочарования и бессознательного желания вернуться в состоянии БПМ-I, когда ни о чем не надо думать и ничего не нужно делать для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Самоубийцы, подсознательно снова и снова переживая проблему на уровне БПМ-II, выбирают способы смерти, связанные с пассивным замиранием, угасанием жизни: принять дозу снотворного, какие-то безболезненные лекарства, замерзнуть в снегу и т. п. На менее радикальных уровнях проблемы на второй перинатальной матрице проявляются в пассивности личности, беспомощности, неумении поверить в себя, взять ситуацию в свои руки, быть лидером.

perinatal-Psychology

БПМ-III — это третья матрица, на которой понятие «динамика» переходит уже в новую фазу. На этом этапе организм матери уже готов к тому, чтобы начать непосредственно роды, и плод начинает двигаться по родовому каналу. При нормальном, естественно происходящем процессе в психике у ребенка не задерживается травмирующий период пребывания в БПМ-II: плод двигается дальше, осознавая, что он не только угнетаемая, но и угнетающая сила. Если раньше мать и её организм были для ребенка целым и единственно возможным миром, то теперь новое знание дает новое понимание себя как отдельного организма, отдельного мира, который должен вступить в схватку для того, чтобы жить. Мать мучает ребенка, но при этом мучается и сама. Чувствуя свою силу, малыш охвачен непреодолимым желанием выбраться на волю. Как плод, так и мать могут испытывать ощущения сексуального характера — для ребенка это становится первым опытом возбуждения. Травмирующим фактором на данном этапе может стать встреча с органическими, биологическими проявлениями процесса родов: встреча плода с кровью, мочой, калом. Ярость и гнев, отвращение и желание избавиться от него могут отразиться впоследствии на личности человека в виде садомазохистских или скатологических наклонностей. Другой опасностью является медикаментозное, хирургическое вмешательство в процесс родов. Если после БПМ-II психика ребенка не получит целительного опыта борьбы и катарсиса в виде рождения, это может снова-таки отразиться на личности будущего человека: спасения он будет искать в алкоголе и наркотиках, получив с первым опытом убежденность, что только таким образом можно прийти к облегчению от ярости или боли.

perinatal-Psychology

БПМ-IV — это последняя матрица, в которой, согласно Грофу, человек переживает трансперсональный опыт рождения и смерти. В идеальном, здоровом варианте окончание борьбы и выход на свободу должны быть положительными событиями, и на всю жизнь заложить в психике человека естественную потребность бороться, побеждать и наслаждаться победой. Негативными факторами на данном этапе могут стать неприятные новые физические ощущения, обрушивающиеся на ребенка: свет, шум, прикосновения, воздух и т. д.

perinatal-Psychology

В контексте этого можно вспомнить о спорах, ведущихся в связи с прохождением процесса родов. В последнее время популярными становятся роды в воде: приверженцы такого способа считают, что, возвращаясь в океаническую, космическую среду, ребенок испытывает гораздо меньший стресс и приобретает положительный психологический опыт. Также ученые отмечают положительное влияние на развитие плода прослушивания классической музыки во время беременности. Да есть и много других факторов, влияющих на развитие ребенка еще в утробе, замеченных как учеными, так и простыми людьми, которые невозможно оспорить, даже если они являются недоступными или необъяснимыми с точки зрения рационального сознания.

perinatal Psychology

Несмотря на критику и обвинения в ненаучности, теория Станислава Грофа продолжает привлекать внимание молодых психологов и психиатров. Сам Гроф и сейчас является видным ученым, практикующим психиатром, профессором факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Со своими лекциями о холотропной терапии, разработанной им и его женой после запрета ЛСД, Гроф до сих пор путешествует по всему миру, в том числе и по странам СНГ. И как бы там ни было, учение, разработанное этим психиатром, нельзя воспринимать исключительно рациональным сознанием: это комплекс психиатрии, биологии, учений Юнга об архетипах, восточных мировоззрений и трансперсональной философии. И каждый, кто захочет узнать о перинатальной психологии немного больше, неизбежно узнает немного больше и о себе.