люди

Обнаженная свобода Спенсера Туника

Великий провокатор, городской сумасшедший, гениальный художник… Как только не называют критики американского фотографа Спенсера Туника. Одних работы мастера восхищают, других - приводят в настоящий ужас. Шутка ли: объектом своего искусства Туник выбрал … человеческое тело, облаченное в костюм Адама и Евы.

spenser

При этом мастеру позируют не одна-две модели. Для своих перформансов американец собирает сотни и даже тысячи добровольцев. Люди охотно идут на контакт. Ведь то, что создает Спенсер – уже давно превратилось в новую эру фото-арта.

spenser

spenser

Тяга к прекрасному возникла у Туника  в раннем возрасте. Закончив американский колледж Эмерсон, будущая знаменитость получил степень Бакалавра искусств. Это позволило без проблем найти работу: Туник становится профессиональным фотографом и пускается на поиски оригинальных сюжетов. Однако фотосъемки свадеб, создание портфолио и обработка снимков казались для Спенсера занятием весьма скучным. И он решает попробовать себя на поприще флэш-моба. Но с чего начать, чтобы привлечь к себе внимание всей планеты? Естественно, делать инсталляции в стиле ню! Первоначально в фотосессиях задействовали не более трех человек. Но фантазия художника развивалась стремительно, и  в скором времени три модели превратились в тысячи волонтеров.

Добившись успеха в Америке, Спенсер Туник покидает континент и перебирается в Европу, дабы познакомить со своим искусством чопорных представителей старого света. На календаре – 1996-ой год, первая остановка фотомастера – столица туманного Альбиона – Лондон. Туник тщательно подбирает место для инсталляции и останавливает свой взгляд на … автобусной остановке! Представьте, каково было удивление людей, живущих в близлежащих домах, когда, утром, собираясь на работу, вместо привычных пассажиров, ожидающих автобуса, они увидели толпу народа в костюмах, созданных в стиле «в чем мама родила».  Подобные перформансы вскоре повторились на улицах Лиссабона, Лиона, Мельбурна, Вены, Дюссельдорфа, Хельсинки и Амстердама. Постепенно мастер «подчинил себе» весь мир! 

spenser
spenser
spenser
spenser

Почитатели таланта Туника даже начали вести специальный подсчет: сколько людей принимает участие в той или иной инсталляции. Согласно полученным данным, в США Спенсеру удалось собрать 2 754 человек, в Барселоне их количество значительно увеличилось и составило уже 7000. Но все рекорды побило Мехико. Чтобы попозировать скандальному мастеру фотографии в столицу Мексики съехалось больше 18-ти тысяч волонтеров!

spencer

Остается загадкой, как Тунику удается собрать такое количество желающих сниматься в стиле ню. Может быть секрет в том, что сделать это весьма легко? Фотохудожник не проводит многочасовых изнурительных кастингов. Достаточно отправить заявку по электронной почте, прийти в назначенный день в указанное место, сбросить с себя всю одежду и послушно принять несложную позу, продиктованную мастером.

Обычно работы Туника посвящены той или иной глобальной проблеме, интересному событию. Так в рамках проекта по защите окружающей среды Спенсер проводил фотосъемку на тающем Леднике Алецч. Фотохудожник построил живую скульптуру из 600 обнаженных тел. Трудится пришлось в весьма сложных условиях: при температуре всего 10-ть градусов! Однако проект того стоил: скандальная фоторабота незамедлительно привлекла внимание общественности к проблеме глобального потепления.

spencer

spencer

spencer

spencer

В 2012-м году американец решил запечатлеть на пленке празднование дня мертвых и … вновь отправился в Мексику. Роли исполняли полторы сотни обнаженных волонтеров, укрытых полупрозрачной белой тканью. Съемки проходили в поле под открытым небом. По задумке автора, такая близость к природе должна была передать в кадре неразрывную связь мира усопших и живых. Но с первых минут фото-сессия не заладилась: пошел промозглый дождь. Добровольцев пришлось спасать от простуды горячим чаем и укутывать в шерстяные одеяла. Реализацию проекта отложили на несколько дней.

spencer

spencer

spencer

spencer

Туник добрался и до столицы России. Съемки велись в Северном округе Первопристольной. Масштабного флэш-моба, правда не получилось. Известному фотографу согласились позировать лишь 10-ть человек. Что сыграло свою решающую роль: менталитет или боязнь показаться в «экстравагантном» виде «ню» на оживленной улице – сказать сложно. Однако работой Спенсер тем не менее остался доволен и представил результат своих трудов на Третьей Международной Московской Биеннале Современного Искусства. Проект получил название «Лица Москвы».

spencer

Произведения Туника совмещают в себе сразу несколько течений одновременно: скульптуру, перформанс, лэнд-арт. Так считают специалисты. Впрочем,  сам американец, не обращая внимания на пространные размышления критиков, делит мир на два лагеря: добровольцев, которые успели поработать с художником и тех, кто обвиняет Туника в безнравственности. Спенсер, кстати, весьма неплохой мыслитель. Его философия – это рассуждение на тему жизни в большом городе и потери человеческой индивидуальности. Восхищаясь красотой человеческого тела, в каждой своей работе мастер пытается создать крохотный идеальный мир, который противостоит современной действительности. Мой стиль, — обычно любит говорить Туник, — это что-то вроде лакмусовой бумажки свободы. Я могу работать только там, где чувствую волю и способен дышать полной грудью.