МиксLook

Мистическое расследование магических преступлений

Когда в племени ндембу умирает человек, прослывший колдуном, от его пупа вниз и вокруг гениталий углём проводят чёрную линию, обозначая, что его имя и черты характера никогда не должны передаваться по наследству детям из его рода. Это больше, чем личная физическая смерть, это смерть без надежды вернуться в своих потомках.

magia

Такая ненависть объясняется тем, что в культуре ндембу колдуны считаются причиной всевозможных бедствий, смертей и болезней. В этом племени, кажется, никто не верит в несчастье по случайности или естественным причинам. За всем стоят магические силы, направляемые ведьмами и колдунами. Но какими именно? Как ндембу удаётся выяснить, кто конкретно из их соплеменников балуется чёрной магией?

Основная роль в расследовании принадлежит гадальщикам, в чьи задачи входит выяснение причин беды. Гадальщики ндембу не предсказывают будущее, их цель в том, чтобы установить, что уже произошло. Процесс начинается, когда клиенты обращаются за консультацией. Поводы могут быть различными: болезнь, бесплодие, внезапная смерть и т. д. Во всех случаях ритуал должен выявить тайное колдовство, обнаружить скрытое коварство, злой умысел, установить мотивы и личности колдунов и ведьм.

Если не считать сложных подготовительных процедур, суть ритуала заключается в том, что гадальщик должен трясти круглую корзину с множеством символических предметов внутри. Ндембу верят, что трястись его заставляет дух древнего гадальщика-предка, которым он одержим. Перед началом тряски гадальщик задаёт вопрос о причинах или виновниках несчастья, а предметы, оказавшиеся сверху, после встряхивания и подбрасывания представляют собой ответ или часть ответа. Так происходит множество раз, пока ситуация полностью не прояснится.

magia

Виктор Тёрнер, подробно изучавший ритуалы ндембу, сообщает, что множество символических предметов воплощают собой всё разнообразие причин несчастий, мотивов преступлений и видов вины, возможных среди ндембу, но каждая отдельная вещь имеет несколько значений, которые варьируются в зависимости от комбинаций с другими вещами. Например, одни из наиболее важных предметов — старейшины, которые представляют собой три человеческие фигурки, вырезанные из одного рога, в различных комбинациях могут означать вождя, его родню или главу семьи. Если гадальщик, спрашивая про колдуна, несколько раз подряд выбрасывает старейшин вместе с комком красной глины, символизирующим враждебность и злобу, это может означать, что колдун кто-то из родни вождя или даже сам вождь. А если вместо красного комка сверху оказывается белый, это, напротив, означает, что вождь ни при чем.

Среди множества предметов есть также нерв из корня слоновьего бивня, который может символизировать импотенцию или колдуна, поскольку он может ее наслать, или, например, фигурка пятнистой гиены, означающая, что в деле замешено женское ведовство и некрофагия (поедание мертвых).

magia

Однако встряхивание и подбрасывание фигурок в корзине — это лишь часть мастерства гадальщика, хотя и весьма важная. За фасадом ритуальных действий скрываются приемы и логика психолога, подкрепленные знанием родственных связей и местных слухов.

До начала гадания и в самом процессе гадальщик задает клиентам различные вопросы, многие из которых носят косвенный характер и не относятся прямо к сути дела. Однако гадальщик движется от общего к частному (можно даже сказать, что он пользуется дедукцией), обнаруживая важные факты, о которых ему никто не сообщал. Тёрнер сравнивал этот процесс с игрой в 20 вопросов, где, как известно, наилучшей стратегией будет отсекать каждым вопросом половину возможных вариантов. Примерно так гадальщик и действует, поражая соплеменников, незнакомых с тонкостями абстрактного мышления, поистине мистической проницательностью. Если же родственники пытаются что-то утаить, можно устроить подобие перекрестного допроса, ну а если дело совсем плохо — отделаться туманным объяснением из серии «бабушка надвое сказала», как это часто делают астрологи, гадалки и экстрасенсы и в нашей культуре.

Помимо прочего, для гадальщика важно правильно оценить баланс сил в деревне, ведь обвинив влиятельного человека с множеством сторонников, можно и копье в живот получить вместо платы. Поэтому на последнем этапе ритуала главная роль отводится помощнику гадальщика, который мажет голову «колдуна» красной глиной в знак вины, а сам гадальщик тем временем удирает в лес в надежде избежать нападения родственников и друзей обвиненного.

magia

Однако гадание не стоит рассматривать лишь как следственную процедуру. Если бы его функция заключалась лишь в этом, едва ли этот обычай просуществовал до наших дней, поскольку мистика может существовать, только если приносит реальную пользу, даже если только психологическую. Настоящий смысл гадания в том, что под личиной колдовства оно нащупывает болевые точки в племенных взаимоотношениях, вскрывая затаенную враждебность обиду и зависть, словно нарывы на теле сообщества. Это своего рода коллективная психотерапия — аналог христианской исповеди, только принудительный.

К тому же обвинения в колдовстве почти никогда не падают на голову уважаемого и ни в чем не повинного человека. Никто не поверит, что колдун — это публичный и искренний человек, тот, кто, как говорят ндембу, совершает поступки «от печени». Обычно участь колдуна настигает грешника (mukwanshidi), испытывающего дурные чувства к другим людям. Mukwanshidi не тот, кто совершает дурные поступки, а скорее лицемер, тот, чьи личные мысли и чувства противоречат его публичному поведению. Именно сокрытие эмоций связывают с колдовством, ведовством и другими тайными и запретными вещами. Таким образом, смысл поиска колдунов и ведьм, прежде всего, в том, чтобы сделать скрываемую напряжённость в племени явной, разоблачив её в облике колдовства.

Но кроме того, не стоит забывать, что и в нашем обществе легко наткнуться на объявление с предложением снятия «дурного глаза» или «венца безбрачия». И причины этого, вероятно, заключаются в том, что люди продолжают искать спасения у гадалок и экстрасенсов. Человеку трудно признать себя виновником своих неудач, но неопределённость и случайность он переносит ещё хуже. Нам легче жить в мире, где мы знаем причины и последствия происходящего, и даже если это глубочайшее заблуждение, иллюзия контроля делает нас счастливее. А магические ритуалы и проклятия, согласно сообщениям многих антропологов, как правило, срабатывают внутри сообщества, которое в них верит. Что реально в головах — реально и в последствиях.

magia