Для большинства Instagram – модная выдумка сетевых гуру, виртуальная галерея хипстерских фрагментов реальности и интернет-представительство Его Величества Момента. Это правда, если вы ещё не потеряли способности видеть границу между Сетью и Миром и искренне верите в реальность последнего.
Миссия Бруно Рибейро – бразильского художника и партизана виртуальной реальности – поколебать эту наивную веру. Его творчество говорит: миф о матрице – это только наполовину миф, ведь любой миф вырастает на почве реальности.
Последний проект Рибейро по размыванию границ между двумя мирами называется «Реальный Instagram». Чисто технически здесь всё предельно просто. Берём обычный картонный прямоугольник, вырезаем в нём квадратный фрейм и вставляем плёночный светофильтр – жёлтого, синего, зелёного или розового цвета. Рамка имитирует минималистичный интерфейс Instagram: в левом верхнем углу – изображение и никнейм автора, снизу – количество лайков и традиционные хэштеги. Вроде бы всё. Теперь осталось найти подходящий ракурс и приклеить картонную рамку к ближайшему фонарному столбу. Вот и всё искусство.
Так мыслит реалист. Ему невдомёк, что каждая такая «рамка» – кроличья нора в Зазеркалье. Это не пародия на Instagram, а его полноценное продолжение. И на шутку это похоже лишь отчасти – ведь люди, привыкшие видеть мир через фото-подборки в социальных сетях, мыслят мир теми же фреймами – со встроенными рейтингами и по ключевым словам.
Конечно, можно закрыть глаза на философию, которую транслирует Бруно, и рассказать о нём как о молодом бразильском художнике, классическом представителе стрит-арта, дополнившем улицы Лондона очередными артефактами, пользующимися большой популярностью среди туристов.
Но, если представить себе, как некий турист снимает Лондон через стилизованную картонную рамку Instagram, а потом публикует фотографию в том же сервисе – то от рекурсии начинает кружиться голова.
«Реальный Инстаграм» – это типичный постмодернистский проект, в котором обыденность, помещённая в рамку, превращается в произведение искусства. Причём художественному кадрированию подвергаются не только городские ландшафты с их вечно меняющимся содержимым, но и другие арт-объекты.
Например, в Instagram Рибейро попали граффити его знаменитого коллеги – загадочного уличного художника Бенкси. Экстравагантный «полицейский с пуделем» был искусно кадрирован той же самой картонной рамкой с фильтром, получив при этом статус артефакта второго порядка.
Вообще Рибейро любит играть со смыслом уличных знаков: в его личном аккаунте Instagram можно найти немало забавных «расширений реальности», вроде лошадок, бегущим по полосам дорожной разметки, или чёртиков, пляшущих перед жёлтым знаком видеокамеры.
Но проект «Реальный Instagram» – это принципиально новый уровень: в шутливой форме художник задаёт нам весьма серьёзные вопросы.
Только задумайтесь, как социальные сервисы и Интернет преображают наш образ мысли и социальное окружение. Традиционный взгляд на эстетику вытесняется системой он-лайн рейтингов. Это не хорошо и не плохо. Просто Мир теперь принято укладывать в рамку Instagram. Наложив на эту картинку стильный фильтр, мы делаем его частью собственного аккаунта – моментом собственной сетевой истории.
А ведь, подобно тому как мы смотрим на наших предков глазами живописцев, фотографов и кинооператоров прошлого, – наши потомки будут смотреть на нас через эти квадратные тонированные рамки, разглядывая людей, живущих в мире Instagram.