люди

Люди в людях

«Человек задыхается в человеке». Это утверждение, сказанное в начале 20-го века известным французским писателем и биологом Жаном Ростаном, похоже, всерьез восприняли представители современного искусства. Если человеку тесно внутри себя, то почему бы не помочь ему вырваться наружу. Кто знает, какая произойдет реакция и что в результате появится на свет: достоинства или наоборот – кошмары, которыми просто кишит душа?

На память сразу приходит скульптурная композиция известного российского мастера Михаила Шемякина – «Дети — жертвы пороков взрослых». Непонятные чудовища, то ли звери, то ли люди с жабьими головами, свиным рылом, лицом хищной птицы. Уродливый и страшный гротескный хоровод окружил невинных подростков, мирно играющих в… жмурки. Так  скульптор видит современный мир с его жестокостью, войнами, несправедливостью. И только новое поколение способно спасти планету, несущуюся в бездну. Но так ли это?

1-3
photo 1

На этот непростой вопрос о стремительной жизни 21-го столетия попытался ответить испанский художник Исаак Кордал (Isaac Cordal). Одиннадцать лет назад он создал серию инсталляций «Цементное затмение». Ее главными героями стали… маленькие цементные человечки. Кордал настолько увлекся идеей,  что начал размещать своих необычных героев на улицах и фотографировать. Первые сценки с миниатюрными персонажами, высотой всего 25-ть сантиметров, появились в городе Виго, в Испании. Затем  их увидели жители Лондона, Амстердама, Милана, Берлина и даже Брюсселя. Свой эксперимент испанец назвал «маленьким вторжением в большие города». Это ничто иное, как желание понять: насколько уязвим человек в соприкосновении с сегодняшним миром. Удалась задумка или нет – судить зрителям.

people

people

people

Еще один фото опыт на проверку  уязвимости homo sapiens к планете Земля решила провести парижская художница Анн-Катрин Беккер-Эчивард (Anne-Catherine Becker-Echivard). Правда, на этот раз в ход пошел не цемент, а продукты питания. Мастер сотворила причудливые сцены с участием настоящих рыбьих голов. Идея с  животными абсолютно не нова, однако с рыбьими головами – точно впервые. За поисками главных героев «fish artа» Эчивард отправляется прямо на парижский рынок. Морские персонажи должны быть свежими – в этом художница видит главный секрет успеха. Дальше – моделирование. Анна все делает вручную. На создание одной постановки у нее уходит больше месяца. Творения мастер фиксирует не на современную цифру, а на  проверенную временем классическую пленку. «Рыба — это хороший метод моей коммуникации с миром, — считает дизайнер. —Люди отлично понимают фабулу и всю подноготную моих постановок, порой сопоставляя себя с этими персонажами». Иными словами — настоящий Салтыков-Щедрин в юбке, да еще  два столетия спустя!

photo 6
9
8
7-1

А вот понять, кто есть кто, на натюрмортах итальянского дизайнера Камиллы Катрамбоне (Camilla Catrambone) практически невозможно. На фотографиях только насущные предметы — колбаса, сыр, телефон, очки, расческа, набор инструментов. Что это – обычная художественная композиция для средней школы? Совсем нет. Таким экстравагантным способом Катрамбоне запортретировала … своих родственников. Перефразировав выражение «не вещь красит человека, а человек вещь», художница олицетворила каждого из домочадцев с их любимым предметом, тем, что постоянно в руках. Так и получилась эта серия работ. А чем занимаются сестры, братья, тети и дяди – здесь уже полный полет фантазии. Повара, слесари, директора… И скорее всего всегда преуспевают. Или по крайней мере – стремятся к достатку. Налицо – только положительные вещественные качества.

photo 13
photo 11
photo 14
photo 12

Неизвестно, какими жизненными или вещественными критериями руководствуются жители небольшого шотландского городка Аллоа, но с фантазией и чувством юмора у них точно все впорядке. Да и как без них, если повсюду бродят настоящие призраки? Фигуры  почти полностью прозрачны. В них отражаются деревья, кусты, цветы и травы. Столь необычным искусством превращения людей в приведений уже много лет занимается скульптор Роб Малхолланд (Rob Mulholland). Секрет его волшебства прост. Все дело в акриловом оргстекле, которое использует мастер. Материал легко поддается резке, а кроме этого обладает удивительным свойством исказить отражение света. Так и создается эффект частичной невидимости. Фигуры Малхолланда напоминают комнату страха.  Важно лишь помнить о том, что привидений не существует, а природа и без того полна интересных и загадочных вещей явлений. Главное, увидеть и понять, где они, — считает шотландец. Ведь познать себя – отнюдь не самое легкое занятие.

photo 17

photo 16

С этим полностью согласны фотографы Каролина Аморетти (Carolina Amoretti) и Маттео Аббо (Matteo Abbo). Для инсталляций они  выбрали…. овощи и фрукты. Своими очертаниями композиции напоминают маски мужчин и животных. Аморетти и Аббо полагают, что мир природы и человека — единое целое. В нем не существует противоречий. Зато царят уважение и любовь.

photo 21
photo 20
photo 19
photo 18
Действительно,  если размышлять глобально, мир – это целый космос. А космос, в свою очередь – не название советского спутника, травянистых растений, гостиничного комплекса в Москве или футбольного клуба в США. Космос – это огромная вселенная, мельчайшей молекулой которой является человек. А затем, как по цепочке: в человеке есть своя микровселенная. Ее-то и пытаются изучить художники всего мира. Но что увидит каждый из них: яркий свет или непробудную ночь – зависит только от автора.