МиксLook

Лео Штраус: знаешь правду — молчи

Лео Штраус, признанный многими как философ-злодей, отвергал такую ценность, как свободное распространение знания, и заявлял, что правда должна быть достоянием немногих. Именно «уход» правды в массы поставил современную цивилизацию на грань катастрофы.

Leo-Strauss

Философ, который, по мнению некоторых журналистов, перекроил современный мир, на удивление практически неизвестен широкой аудитории. В то же время он является настоящим идолом для небольшой, но очень влиятельной группы американских политиков и публицистов, среди которых можно назвать такие имена, как Абрам Шульски, Алан Блум, Пол Вулфовиц, Ирвинг Кристол и т. д. Впоследствии они станут известны как неоконсерваторы — самые непримиримые борцы за силовое распространение американской демократии в мире. А пока на дворе 50-е многие из них слушают лекции Штрауса в Чикагском университете.

Leo-Strauss

О чем же эти лекции? О превентивных войнах? Пропаганде и распространении американских ценностей? Техниках манипуляции сознанием и промывки мозгов? Вовсе нет. Штраус рассказывал об учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Ксенофонта и других представителей классической политической философии. На первый взгляд, ничего особенного.

Leo-Strauss

Но Штраус научил своих студентов одному очень важному делу: внимательному изучению старых книг, искусству читать «между строк». Именно потаенные послания, с точки зрения философа, раскрывали истинную суть учений древних мудрецов.

Часто сокрытие знаний использовалось древними философами как веление необходимости, когда свободомыслие преследовалось по политическим причинам. Но в целом это сознательно выбранная стратегия ученого мужа, который осознает свою ответственность за спокойствие в обществе. Так, по мнению Штрауса, суд над Сократом за богохульство и развращение молодежи был совершенно оправдан, так как по своей природе философия способна подорвать устоявшиеся в обществе традиции и тем самым парализовать нормальную социальную жизнь, что совершенно недопустимо.

Leo-Strauss

Лео Штраус: «Автор, который хочет обратиться только к думающим людям, должен писать таким образом, чтобы только внимательный читатель смог понять истинное значение, заложенное в содержание его книги».

Штраус считал, что философ, глубже проникая в сущность вещей, больше не может разделять с народом веру в богов, загробный мир и во что-то абсолютное вообще. Пропаганда «нигилистических» идей, сопряженная с критикой устоев общества, грозит наступлением социального хаоса, который философы как ответственное меньшинство не имели морального права допустить.

Ответом на эту проблему как раз и стал, с точки зрения Штрауса, метод «шифрования» или, как это правильно называется, метод «эзотерического письма» (от древнегреческого «эзотерикос» — «внутренний»; в противоположность экзотерическому, «внешнему»), когда настоящие учения держались в зашифрованном виде, чтобы большая часть граждан их не поняла, а понимали лишь немногие, внимательные читатели, способные видеть «между строк».

Leo-Strauss

Таким образом, у всякого классического учения оказывается два смысла: экзотерический (для масс) и эзотерический (настоящий, для «избранных»). Так, Лео Штраус находит эзотерическое послание в «Путеводителе растерянных» средневекового еврейского философа Моисея Маймонида. Внешний, экзотерический смысл текста ограничивается интерпретацией Писания и этическими рецептами, но внимательный и эрудированный читатель, знакомый со многими другими философами и интерпретациями Писания, увидит в «Путеводителе» тайное учение, основные идеи которого в некоторых аспектах противоречат буквальным постулатам Библии. Массы не в состоянии воспринять сложную трактовку Маймонида и правильно к ней отнестись, поэтому с целью сохранения их религиозности и общественного спокойствия необходимо сокрыть от них истинное содержание учения, которое будет доступно только способным и достойным.

Leo-Strauss

Другой любопытный пример эзотеризма в классических философских трудах — учение философа Аль-Фараби. Он старался излагать свое учение не в тех работах, где он говорил от своего лица, а в исторических и обзорных трудах, где на первый взгляд основная функция автора — описать чужие мысли. Так, пользуясь иммунитетом комментаторской позиции, философ изложил атеистические воззрения, вложив их в уста Платона и Аристотеля.

Однако древняя традиция шифровки учений обрывается с появлением философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который демонстративно отбросил «благородную ложь» классиков, стремясь донести горькую правду о политике и мироустройстве. Суть макиавеллизма — «цель оправдывает средства», «высшей истины» не существует, а мораль в политике ничего не значит. Именно резкий контраст с осторожными классиками политической философии позволил Макиавелли выступить эдаким инноватором и первопроходцем, открывшим глаза общественности на реальность.

Leo-Strauss

Но с точки зрения Штрауса, Макиавелли не сделал никакого поворота в изучении политики: «На самом деле во всей работе Макиавелли нет ни одного верного замечания касательно при­роды человека и его дел, с которым классики не были бы досконально знакомы».

Макиавелли лишь предал огласке то, что древние философы тщательно скрывали от большинства. Для Штрауса тактика древних философов демонстрировала их нравственное превосходство над современными «ниспровергателями», которых чувство ответственности уже не сдерживает от провозглашения относительности всего и вся.

Парадигма просвещения народа, основанная на макиавеллизме, доминирует и сегодня, в то время как более мудрая тактика эзотеризма оказалась совершенно забыта. В таком положении, с точки зрения Штрауса, и кроется причина «кризиса современности». Дело в том, что современное свободное общество не жизнеспособно без минимального количества «благородной лжи». Каждое государство должно объяснить своему населению, почему оно обязано участвовать в войнах, почему должно называть родиной территорию, которая была отобрана у мирных народов, почему приходится подрывать свое здоровье на опасных работах и т. п. И без «благородной лжи» у граждан не сформируется позитивного мировоззрения, а в демократическом государстве это чревато подрывом основ общества. В таких обществах вера в «высшую истину» необходима, поэтому философ должен особенно ответственно подходить к своим публичным словам. Эту идею и старался донести Штраус до современных мыслителей.

Leo-Strauss

Однако это вполне умеренное требование некоторые поклонники Штрауса в американском истеблишменте истолковали по-другому. По их интерпретации, «благородный муж», участвующий в политике, не только может, но и должен дезинформировать народные массы. Неоконсервативные политики и публицисты, вооружившись этой логикой, сделали Штрауса своим кумиром. В его идеях они увидели средство переменить мировой порядок.

Всем известны нелепые и странные фразы, которыми в 2000-х блистали американские неоконсерваторы, будь то президент Джордж Буш-младший («Природный газ — он полусферический. Я его называю полусферическим, потому что это такая вещь, которую мы можем найти в наших районах») или министр обороны Дональд Рамсфелд («Я бы не сказал, что будущее менее предсказуемо, чем прошлое… Прошлое тоже когда-то было непредсказуемо — когда еще было будущим»). А не есть ли это проявление совета Лео Штрауса о том, что нужно избегать прямого и внятного изложения своих мыслей?

Leo-Strauss

Как бы то ни было, есть и более очевидные примеры влияния штрауссианства на американскую политику. Это относится прежде всего к истории о наличии у Саддама Хусейна ядерного оружия. Как известно, по итогу захвата Ирака оружия массового поражения не было обнаружено ни в каком виде. Это заставило многих сделать вывод о том, что высшие чиновники вашингтонской администрации попросту обманули американцев и мировое сообщество, однако эту ложь можно было признать «благородной», так как она обосновывалась государственными нуждами.

Критика США и конкретно политиков-неоконов была повсеместной. Но основную вину почему-то возложили не на политиков, принимавших решение о вторжении, а на Лео Штрауса, якобы их учителя. Скромного университетского профессора, которого уже 30 лет как не было в живых, объявили чуть ли не новым Гитлером.

Leo-Strauss

Однако такое отношение вряд ли заслужено, ведь учил Штраус совсем не военным интервенциям и манипулированию умами. Он никогда и не рассчитывал, что его эзотерически спрятанная в «скучных» темах концепция когда-нибудь доберется до масс, а то и хуже — до политиков. Советы Лео Штрауса предназначались для людей, прежде всего молодых, умеющих и любящих думать. Он призывал их не пытаться соединить социальный мир и мир истины. Если отдельные личности могут психологически справиться с нелицеприятной «пустыней реального», то в своей массе общество к этому никогда не будет готово.

Лучше всех суть учения Штрауса уловил исследователь Дэймон Линкер: «Штраус не учил своих студентов лгать. Он учил их освобождать себя от той лжи, которую мы говорим сами себе».

Leo-Strauss