гаджеты

Компьютеры смотрят фильмы

Когда компьютер обретёт искусственный интеллект, человек получит статус земного бога. Мы ждём этого времени с надеждой и опаской, ведь мыслящая машина будет самым лучшим нашим творением, и самым точным автопортретом.

Computers_Watching_Movies

Компьютер – сравнительно новое изобретение человека. Ещё живы те люди, которые принимали участие в создании первых ЭВМ, а персональные компьютеры существуют не более полувека. Как бы там ни было, эволюционирует вычислительная техника с феноменальной быстротой. Ещё в 60-х годах прошлого века компьютер представлял собой громоздкий агрегат со слабым процессором и ограниченными средствами ввода. И вот уже он помещается на ладони и наделён способностью узнавать хозяина по лицу, реагировать на его голос, отслеживать жесты и даже читать мысли (ну, по крайней мере, фиксировать биотоки головного мозга).

При всём богатстве возможностей «восприятия», которые имеет в своём арсенале нынешняя техника, используются они сугубо утилитарно. Различные датчики, в тандеме с программным обеспечением, помогают опознавать злоумышленников на фотографиях, определять номера машин, оценивать освещённость окружающей среды, вычислять расстояние до объекта – в общем упрощают жизнь человека миллионом различных способов.

Но что произойдёт, если не ставить компьютеру чёткой задачи, а позволить ему самостоятельно определять предмет своего интереса. Так сказать, погрузить в стихию чистой эстетики? Этот вопрос подтолкнул американского художника и композитора Бенджамина Гроссера (Benjamin Grosser) к идее проекта под названием «Компьютеры смотрят фильмы».

Computers_Watching_Movies

Воспользовавшись собственным опытом работы со средствами автоматической визуализации, Гроссер разработал уникальную программу, способную анализировать кадры из фильмов и создавать на основе этого анализа собственные рисунки.

Computers_Watching_Movies

Программа примечательна тем, что критерии отбора воспринимаемых характеристик – таких как цвет, форма, расположение объектов – не задаются извне, а являются результатом её «свободного выбора».

Computers_Watching_MoviesКонечно, этот «свободный выбор» не имеет ничего общего с пресловутой свободой человеческой воли. Эффект достигается благодаря использованию в алгоритме программы стохастических процессов, иначе говоря, благодаря наличию в ней элемента случайности. В результате, программа сама определяет, на чём фиксировать своё внимание при просмотре: на лицах, зданиях, элементах пейзажа или каких-нибудь знаках.

Computers_Watching_Movies

Подборка фильмов, взятых в качестве материла для эксперимента, тоже достаточно оригинальна. В качестве «духовной пищи» для художника-компьютера Бен выбрал такие культовые ленты как «Матрица», «Начало», «2001: Космическая одиссея», «Таксист», «Энни Холл» и «Красота по-американски».

Computers_Watching_Movies

Computers_Watching_Movies

Computers_Watching_Movies

Гроссеру нельзя отказать в чувстве юмора. Так из фильма «Матрица» братьев Вачовски он взял знаменитый фрагмент, в котором повстанцы рассказывают Нео об архитектуре виртуальной вселенной, водя его по цифровому городу, сгенерированному программой-тренажёром.

Получается, что программа-рисовальщик смотрит эпизод про программу-тренажёр, эмитирующую работу глобальной цифровой вселенной, и делится своими впечатлениями с человеком.

Еще одна забавность – диалог капитана космического корабля с электронным штурманом под кодовым именем HAL в фильме Кубрика «2001: Космическая Одиссея». Именно в этом диалоге робот отказывается подчиняться человеку, ссылаясь на несовершенство человеческого интеллекта и чрезвычайную важность их общей миссии.

Конечно, детище Гроссера не обладает искусственным интеллектом, но определённая самостоятельность в нём всё же присутствует. Интересно, не может ли дурно сказаться на программе-рисовальщике просмотр фильмов про бунтующие компьютеры?

По словам Бена Гроссера, основная цель эксперимента – выяснить, как отличается видение фильма человеком – с его богатым культурным багажом и семантическим многообразием – от восприятия машины, которая начинает свою «культурную жизнь» с чистого листа. Этот образ, кстати, вполне соответствует принципам работы программы: всё начинается с белого экрана, который по мере развития действия наполняется разноцветными точками и линиями.

Computers Watching Movies (Taxi Driver)

Результатом эксперимента стали короткие ролики, сочетающие оригинальную звуковую дорожку фильмов с сопутствующим графическим наполнением, сгенерированным программой-художником. Заядлые киноманы без труда вспомнят эти фрагменты, давно перешедшие в разряд классических, и могут сравнить рисунок, сделанный компьютером, с оригинальными кадрами.

Computers Watching Movies (American Beauty)

К примеру, фрагмент из фильма «Начало» Кристофера Нолана, позволил выяснить, как машина видит взрыв. Оказывается, программа воспринимает каждый момент взрыва как нечто новое и пытается уследить за всеми изменениями, происходящими в кадре, в режиме реального времени. Это хорошо видно по тёмной штриховке, быстро наполняющей собою весь экран, воспроизводя большой объём обрабатываемой информации.

Человеку такое восприятие отнюдь не свойственно. Когда он видит в фильме взрыв, то воспринимает его как одно событие, фокусируясь на эпицентре, сопутствующих разрушениях или реакции персонажей. Таким образом, компьютер воспринимает гораздо больше данных за единицу времени, но не умеет  ранжировать их по степени значимости.

Но, несмотря на явные различия, программа воспроизводит некоторые паттерны, которые свойственны и человеческому восприятию. По мнению Гроссера, реакции компьютера позволяют лучше понять, что мы видим, когда смотрим кино и почему мы это видим.

Computers Watching Movies (Annie Hall)

Конечно, проект «Компьютеры смотрят кино» больше похож на научное исследование, чем привычную видео-инсталляцию. Впрочем, детище Гроссера уже отметилось на выставке MFA Thesis Exhibition, проходившей в этом году в Иллинойсе, а также в Музее Искусства Краннерт. Интерес к этому проекту только набирает обороты.

Computers_Watching_Movies

Пожелав Гроссету дальнейших успехов, заметим, что смешение в одном проекте науки и искусства заставляет задуматься о будущем обоих направлений. Быть может, именно искусство поможет науке решить те задачи, которые были ей до сих пор не под силу? Например, воплотить в реальность давнюю мечту футуристов, снабдив машину искусственным интеллектом.

Computers_Watching_Movies