люди

Кино по ту сторону жизни

Как правило, великие кинорежиссеры — странные люди. У каждого из них в голове свои тараканы. В творчестве они касаются самых различных тем и сюжетов. Ларсу фон Триеру интересно исследовать человеческую природу и психику, братьям Дарденн — социальные взаимоотношения в европейском обществе, Пак Чхан Ук без ума от темы мести и ее последствий… Увлечения Алехандро Гонсалес Иньярриту еще интереснее: смерть и ее природа.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

А смерть же — совершенно гениальное изобретение. Представьте, каким противным был бы мир, если бы все жили вечно. Но в этот промежуток — от рождения до смерти — мы должны пройти свой путь и найти ответ на вопрос, зачем мы вообще жили.

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Алехандро Гонсалес Иньярриту — один из самых почитаемых кинематографистов Латинской Америки. Первый мексиканский режиссер, получивший номинацию на «Оскар». Его всегда рады видеть на кинофестивалях в Каннах и Венеции. Все четыре его фильма получили мировое признание. Особо отмечается его «трилогия о смерти».

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Иньярриту родился и вырос в Мехико — огромном кипучем мегаполисе, чье население превышает двадцать миллионов человек. Фильмы Алехандро очень похожи на этот город: многослойные, бурные, с зашкаливающим накалом страстей.

Именно в Мехико, да и в мексиканской культуре в целом, лежат корни такого пристального режиссерского интереса к «смертельной» теме. Действительно, ну о чем еще может снимать свои фильмы режиссер из страны, где так распространен религиозный культ Санта Муэрте (Святой Смерти)?

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Также на творчество Иньярриту повлияли классики латиноамериканской литературы, которая насквозь пропитана мистическими мотивами. Кроме того, в подростковом возрасте он дважды пересекал Атлантический океан на лодке. Год жил в Европе и Африке, существуя только на зарабатываемые гроши. Эмоциональные и физические переживания в этих путешествиях окончательно сформировали мировоззрение молодого человека.

В Мексике Иньярриту работал ди-джеем на радио, его интересовала рок-музыка. Именно увлечение музыкой и дало ему пропуск в кинематограф. Как композитор он написал музыку к шести фильмам, только затем начал работать сценаристом и продюсером на телевидении.

Судьбоносным событием становится знакомство с университетским преподавателем психологии Гильермо Арриагой. Арриага — не менее сложная личность, чем сам Иньярриту. За его плечами было тяжелое бойцовское детство в неблагополучном районе Мехико, а впереди ждала слава видного сценариста с мировым именем.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Вместе они задумали и реализовали свой первый фильм из «трилогии о смерти»: «Сука-любовь». Арриага написал сценарий, а Иньярриту выступил режиссером.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Иньярриту и Арриага завораживают зрителя сложной структурой фильма. Три человеческие судьбы переплетаются трагической автокатастрофой. Незнакомые друг с другом жители Мехико: молодой Октавио, зарабатывающий на собачьих боях, фотомодель Валерия и наемный убийца Эль Чиво становятся жертвами одной аварии. Раскручиваясь перед зрителем, каждая из сюжетных линий повествует о любви, но одновременно о жестокости и смерти.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

«Сука-любовь» приносит Иньярриту и Арриаге мировую известность. Фильм получает более пятидесяти различных наград на разных кинофестивалях и номинируется на «Оскар».

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Талантливых мексиканцев замечают в США. Студия «Universal» приглашает их работать в Голливуд. В Америке они снимают фильм с символичным названием «21 грамм». Дело в том, что в момент смерти человека его тело становится ровно на 21 грамм легче. Считается, что именно столько весит душа.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Фильм совсем другой, но во многом повторяет их первую работу. Снова три совершенно разные человеческие жизни сплетаются и ломаются трагическим происшествием. Автомобильная катастрофа и смерть близких резко меняет жизнь героев картины, заставляя их искать выход из сложившегося тупика.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Кульминацией и заключительной частью «трилогии о смерти» становится фильм «Вавилон» с Брэдом Питтом в главной роли. Фильм для многих оказался откровением и стал главным претендентом на «Оскар».

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Иньярриту и Арриага опять соединяют три сюжетных линии. Опять их скрепляет непредвиденная трагедия — шальная пуля. Но на этот раз история приобретает невиданный масштаб, действие разворачивается на трех континентах, в фильме действует множество персонажей. Действие стремительно переносится из Марокко в США, из Мексики в Японию, а ощущение катастрофы только нарастает с каждой минутой.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Авторы отождествляют наш мир с библейским Вавилоном. Он населен множеством народов, говорящих на разных языках и плохо понимающих друг друга. Но, несмотря на разность культур, они вынуждены искать точки соприкосновения.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Это покажется забавным, но, создав эпический фильм о взаимопонимании, Иньярриту и Арриага в пух и прах ругаются между собой. Это случается прямо перед премьерой «Вавилона». В запале ссоры Иньярриту даже запрещает другу ехать в Канны в составе съемочной группы. С тех пор они больше не работают вместе. И вряд ли когда-нибудь будут.

С уходом Арриаги меняется и стилистика фильмов Иньярриту. В картине «Бьютифул» (или «Красота») есть лишь один главный герой. Узбаль — темный делец из трущоб Барселоны, промышляющий «крышеванием» нелегальных эмигрантов. Узнав, что неизлечимо болен, он начинает улаживать свои дела.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Смерть, а точнее медленное умирание Узбаля, снова занимает в фильме ключевое место. Правда, Иньярриту с этим не согласен. «Фильм скорее о жизни. О том, как она выглядит, если смотреть на нее из могилы», — заявляет режиссер.

Alejandro_Gonzalez_Inarritu

Сейчас Иньярриту расхотелось снимать трагические фильмы. Спустя некоторое время после выхода «Бьютифул», он заявил, что следующий фильм будет либо комедией, либо порно. Что ж, он сдержал свое обещание… И выбрал первый вариант. Ближайший Венецианский Кинофестиваль откроет его новая картина «Бёрдман». Это будет комедия. Возможно, в ней даже никто не умрет.