Интерактивные инсталляции Eness

Подумать только, как изменилась жизнь человека за последние триста лет. Ещё в восемнадцатом веке все европейские столицы с наступлением сумерек погружались во мглу. Жизнь в городах полностью замирала до утра. Современному жителю мегаполиса, привыкшему к залитым светом ночным улицам, трудно представить себе эти тёмные города, освещённые лишь луной, а также редкими огоньками лампад и факелов.

Сейчас уличный фонарь или архитектурная подсветка – вещи крайне обыденные. Прирученный свет быстро потерял свою новизну, став чем-то привычным, даже банальным. Только зрелищные инсталляции и световые шоу позволяют людям заново открывать для себя магию света, видеть в этой тончайшей материи нечто большее, чем простое средство освещения.

Хороший художник по свету – это тот же волшебник, господствующий над потоками фотонов. А австралийская компания Eness – это настоящий орден техно-чародеев, создающих не просто красивые инсталляции, а целые интерактивные миры, в которых зритель становится полноценным участником общего действа.

Рассказ о проектах Eness стоит начать с удивительной инсталляции, сделанной ими для Мельбурнского музея (главный офис компании также находится в Мельбурне). Главная тема этой интерактивной экспозиции – легенда австралийских аборигенов о великом прародителе Вселенной – духе Бунжил.

Eness

Это мифическое существо предстаёт перед зрителем в образе сказочного орла, буквально сотканного из света. Окружающий полумрак и космический амбиент погружает посетителя экспозиции в фантастическую атмосферу, а мерный речитатив, излагающий древнюю австралийскую легенду о сотворении Вселенной, приводит его в состояние близкое к трансу.

Впрочем, эта красочная инсталляция, несмотря на свою зрелищность, не требует участия зрителя. А основной конёк Eness – интерактивность.

Другой проект компании под названием «Световые всполохи» (Light Ripples) – это не только зрелище, но и игра. Впервые этот аттракцион был представлен в 2009 году в Бомбее на выставке Techfest и с тех пор пользуется огромной популярностью среди посетителей самых разных мероприятий.

Eness

Единственные реальные предметы в этой игре – восемь белых шаров и круглый чан с непрозрачной жидкостью. Всё остальное – плод высоких технологий и богатого воображения разработчиков. Правил в игре нет: участник может делать с шарами и жидкостью всё, что пожелает, наблюдая за тем, как от его действий меняется фактура и окраска этого светового бульона.

Эффект живых узоров – результат работы стереоскопических сенсоров и новейших технологий интерактивной световой проекции. Будучи пионерами этих технологий, Eness постоянно их совершенствуют, ставя перед собой всё более сложные задачи.

К примеру, в проектах «Световой лес» и «Pixile», световые рисунки проецируются не на плоскость, а на объёмные предметы. В результате, получаются настоящие световые скульптуры, которые не только живут собственной жизнью, но и реагируют на внешнее воздействие.

Особенно интересно эти живые скульптуры смотрятся на улицах города. Например, инсталляция «Pixile» украшает площадь Федерации в том же Мельбурне, оживляя ночной ландшафт круговертью виртуальных 3D объектов.

Ещё одну масштабную инсталляцию Eness посвятили проблеме глобального потепления. Шоу было организовано в 2007 году на мельбурнской площади QV и называлось «Арктическое убежище» (Artctic Sanctuary). Все участники этого грандиозного интерактивного представления оказывались на виртуальном северном полюсе в окружении не менее виртуальных полярных животных.

Eness

Помимо впечатляющей атмосферы, зрители получили возможность взаимодействовать с этими животными-призраками. Например, рыбий оркестр начинал звучать по мере приближения человека, а, в след за ним, послушать музыку подтягивались северный олень и арктический заяц.

Eness

Последний проект Eness тоже относится к жанру стрит-арта. На этот раз интерактивная инсталляция расположилась на пешеходной улице Питт Стрит Молл – в самом сердце Сиднея. Накануне рождества в городе появился хор светоносных ангелов.

Eness

Здесь Eness обошлись без традиционных проекций. Основной акцент сделан на звук. Если проходишь мимо хора в одиночку – слышишь волнообразное перетекание небесных голосов. Выбираешь себе одного ангела и подходишь вплотную – его песня будет звучать громко и непрерывно. А если окажешься в толпе – услышишь весь хор, оглашающий улицу рождественским гимном.

Этот необычный аттракцион длится с конца ноября до самого католического рождества, и всё это время ангелы поют не умолкая.

*****

Интерактивные инсталляции Eness – это не только триумф новых технологий, но и особая форма искусства. Статичные картины прошлого кажутся в сравнении с ними мёртвыми кусками материи – замкнутыми в своих образах и не способными к диалогу. Нарушая эту традицию царственной глухоты, господствующую в искусстве на протяжении тысячелетий, интерактивные инсталляции привносят в него желанную коммуникацию и ощущение свободы. И пусть Eness ещё не раскрыли в своих проектах весь потенциал этого нового направления, но почётный статус первопроходцев они себе уже обеспечили.