МиксLook

Дзен: звук хлопка одной ладони

Слово «дзен» превратилось в попсу. Его употребляют студенты, описывающее свое безразличие к результату экзамена или неумолимо приближающейся сессии. Менеджеры по продажам, столкнувшись с недовольным и шумным клиентом, проявляют «дзен», четко, вежливо и спокойно отвечая на вопросы разгоряченного покупателя. «Дзен» стал синонимом безразличия, отрешенности и спокойствия. Но что же значит это слово на самом деле?

Buddhism

Дзен — это течение, направление буддизма, сформировавшееся в Китае в V-VI веках под влиянием даосизма. В то же время дзен — это и учение о достижении просветления, и сама духовная практика «дхьяна», являющаяся важнейшей практикой буддизма. Общепринято рассматривать дзен как некую практику, которая должна привести к просветлению или сатори.

Чтобы приблизиться к пониманию дзен, сразу приготовьтесь отбросить логику и веру в то, что все можно познать, изучив необходимую информацию по письменным источникам. Дзен полон противоречий, двойственности, здесь не существует всё разъясняющего священного текста или свода правил по достижению сатори.

Основателем учения дзен считается Бодхидхарма (в японской традиции — Дарума, в китайской — Дамо). По легенде «бородатый варвар», как его называли ученики за крупное телосложение и всклокоченную, густую бороду, прибыл в Китай из Индии, поселившись недалеко от знаменитого на весь мир монастыря Шаолинь. Бодхидхарма медитировал перед каменной стеной на протяжении 9 лет, сидя в пещере. Существует красивая легенда о появлении чая, связанная с многолетней медитацией. Согласно легенде, Бодхидхарма медитировал, не закрывая глаз, однако однажды он поддался слабости и все-таки уснул. Проснувшись, он настолько сильно был зол сам на себя, что вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте вырос чайный куст, и поэтому качественный байховый чай переводится как «белая ресница».

Борхес описал жизнь Бодхидхармы в Китае интересной историей. Бодхидхарма встретился с императором, принявшим буддизм. Император рассказывал ему об успехах буддизма, строительстве десятков монастырей и храмов, всё увеличивающемся количестве неофитов. Но, к удивлению Его Величества, Бодхидхарма не проявил никакого интереса к словам императора. Бодхидхарма ответил:

Все это принадлежит миру иллюзий; монастыри и монахи так же нереальны, как нереален ты и как нереален я.

Затем он отвернулся и погрузился в медитацию. Удивленный император спросил: «А в чем же тогда суть буддизма?». Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Buddhism

Бодхидхарма медитирует в пещере

Бодхидхарма говорил, что дзен — это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты». Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен:

  • особая передача вне священных писаний;
  • нее опираться на слова и тексты;
  • прямое указание на сознание человека;
  • созерцая свою природу, становиться буддой.

Учение дзен должно передаваться от «сердца к сердцу», хотя, безусловно, дзен нельзя научить, это сугубо личностное, субъективное переживание. Учитель может лишь направлять страждущего, но все самое главное ученик должен познать самостоятельно. Одна из главных идей дзен-буддизма — это иллюзорность жизни и всего человеческого опыта. Проповедники дзен учат воспринимать окружающую жизнь как сон, себя самого как часть этого сна. Мы должны осознать, что нас не существует, как только это произойдет, мы перестанем думать о достижении нами счастья. Мы перестанем судорожно стремиться к счастью, ведь ни нас, ни счастья не существует. Наступает великое спокойствие духа. Согласитесь, такие рассуждения напоминают философию нашумевшего в свое время фильма «Матрица».

Buddhism

Фува Кацуэмон Масатанэ

В главной книге самураев «Хагакурэ. Сокрытое в листве» можно встретить много текстов дзен-буддийской направленности. Автор «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо отвечает на вопрос о самом важном для человека с точки зрения цели и дисциплины следующим образом. Он говорит, что важно обрести такое состояние сознания, которое в данный момент чисто и ничем не замутнено. Затем Цунэтомо поясняет:

Как правило, люди выглядят подавленными. Когда у человека чистое и незамутненное сознание, у него жизнерадостное выражение лица. Когда человек занимается делами, им движет то, что исходит из его сердца. В отношении господина — это преданность; в отношении родителей — сыновнее почитание; в ратных делах — храбрость, и, кроме того, что-то, относящееся ко всему окружающему миру. Раскрыть это в себе чрезвычайно трудно. Но и потом трудно поддерживать это состояние постоянно. Нет ничего вне мысли о текущем мгновении.

Мастеру дзен Сюнрю Судзуки удалось популяризовать учение в США во второй половине XX века. Его книга «Сознание Дзен, сознание начинающего» стала настольной книгой для многих известных людей, среди его учеников был сам Стив Джобс. Он говорил, что положение тела в позе дзадзэн не есть средство достижения правильного состояния сознания. Принять такое положение тела — уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания. В таком случае уже нет необходимости добиваться особого состояния сознания. Судзуки объясняет состояние просветления очень просто:

Просветление — это не какое-то приятное ощущение или определенное состояние сознания. Ваше состояние сознания, когда вы сидите в правильном положении, само по себе есть просветление. Если вас не удовлетворяет состояние вашего сознания в дзадзэн, значит, ваше сознание всё ещё где-то блуждает. Наше тело и наше сознание не должны быть неустойчивыми, не должны блуждать. В позе дзадзэн нет надобности говорить о правильном состоянии сознания. Оно у вас уже есть.

Buddhism

Практикующие дзадзэн перед стеной на специальных подушках дзабутон

Судзуки призывает учеников оставить любые мысли о достижении, успехе и положительном результате. Любую двойственность сознания надо отбросить, просто необходимо практиковать дзадзэн в определенной позе. Нужно просто сидеть на специальной подушке дзабутон и ни о чем не думать, ничего не ожидать. И тогда, как обещает Сюнрю Судзуки, практикующий человек вновь обретет свою подлинную природу.

Чтобы направить учеников к пути достижения просветления, мастера дзен рассказывают коаны. Коаны — это небольшие истории, загадки или вопросы, отличающиеся своей противоречивостью, алогичностью, которые не имеют рационального решения. Цель коана — ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод. Самый известный из существующих коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо. Он сказал: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони. Прочитав коан, вы не узнаете его решения, цель задачи — это заставить вас думать, чувствовать, стремиться к решению.

Buddhism

Безмятежный дзен

Коаны не стоит приравнивать к притчам или басням, где должна быть обязательная мораль. Хотя элементы поучения часто присутствуют в них.  К примеру, коан о существовании рая и ада. Однажды солдат по имени Нобусиге задал вопрос мастеру дзен Хакуину: «Правда ли, что есть рай и ад?». Хакуин в ответ стал выводить из себя солдата издевательскими замечаниями в его адрес. Нобусиге настолько рассвирепел, что обнажил свой меч и был готов напасть на мастера. Хакуин бесстрастно заметил: «Тут открываются двери в ад». Услышав эти слова, солдат понял глубокую мудрость мастера, убрал меч и поклонился. Хакуин произнес: «Здесь открываются врата рая».

Существуют коаны, которые не требуют какого-то решения, но разъясняют суть учения. Яркий пример — это коан об офицерах японской армии, разместившихся в храме Гадзана. Гадзан приказал своему повару, чтобы знаменитым военным давали такую же простую пищу, как и монахам. Такое решение очень рассердило военных, они нагрянули к Гадзану и сказали: «Как ты думаешь, кто мы? Мы солдаты, жертвующие жизнями за свою страну. Почему ты не обращаешься с нами, как подобает?». На это Гадзан строго ответил: «А как ты думаешь, кто мы? Мы солдаты человечества, наша цель — спасение всего сущего».

Коан про японского борца по имени О-нами («Громадные волны») учит безграничной вере в себя в красивой, поэтичной форме. О-нами был известным, чрезвычайно сильным борцом, он побеждал всех, даже своего учителя. Однако он терялся на публике, и от его силы и искусства борьбы ничего не оставалось. Он был сильно опечален этим фактом и решил обратиться за помощью к дзеновскому учителю Хакудзи. Учитель посоветовал О-нами остаться на ночь в храме, погрузиться в медитацию и думать только о своем имени «Огромные волны». О-нами нужно было забыть о своей природе и представить себя громадными волнами, уничтожающими всё вокруг. О-нами погрузился в медитацию, но у него никак не получалось сосредоточиться на огромных волнах, его ум блуждал. Однако постепенно поток мыслей его упорядочился, и всё постороннее исчезло. В его сознании громадные волны заливали всё внутреннее пространство храма, снося на своем пути всю монашескую утварь, не щадя даже фигурку Будды и вазы с цветами. Утром Хакудзи нашел О-нами по-прежнему медитирующего, учитель с улыбкой произнес: «Теперь ты эти волны. Ты сметешь все перед собою». С тех пор ни один человек в Японии не смог победить О-нами.

Buddhism

Эти сумоисты наверняка знают коан о громадных волнах

Кто-то относится к дзен как к сокровищнице восточной мудрости, кто-то как к непонятной философии, не поддающейся логике и рациональному восприятию. Но, как мы видим, дзен оперирует только субъективным восприятием, переживания и чувства каждого человека уникальны. Путь каждого человека неповторим, но только мы выбираем, куда и зачем идти. Услышим ли мы хлопок одной ладони или нет, в конечном счете зависит только от нас самих.