МиксLook

Диалектика господина и раба

Строгий метод научного познания отражает объективное состояние мира. Философский подход открывает такие стороны, которые не столько делают более адекватным знание о мире, сколько меняют сам мир. Благодаря этому философ может стать подлинным революционером и совершить всемирно-историческую революцию. Именно таким философом и был Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — царь философов, настоящий философский Зевс-Олимпиец. Гегель имел необычное восприятие мира. И если все прочие люди видели мир таким, каков он есть, то для восприятия Гегеля главными были скорее невидимые силы, управляющие видимыми вещами. Именно эти силы приводят мир в его актуальное состояние, и от них зависит, быть ему таким, каков он есть, или стать другим.

А это далеко не праздный вопрос. Нужно обладать опережающим мышлением. Ведь вещи видимого мира такие разные. Кто-то есть раб, а кто-то его господин. Хотя с виду они одинаковые люди. Возможно, эта противоположность только кажущаяся. А если нет, то нужно узнать, как она появилась, не может ли она перейти в свою противоположность.

Гегель стал тем человеком, кто ответил на этот вопрос. «Противоречие — вот что движет миром», — заявил он. Заглядывая в глубинную суть вещей, Гегель обнаружил, что мир живет и приводится в движение тремя ступенями бытия — пустого, из себя выходящего и бесконечно к себе возвращающегося. Так родилась бессмертная триада тезис-антитезис-синтез, которой было суждено большое будущее.

dialektika

Ни одно событие и явление мира не является застывшим и самодостаточным. Все находится в постоянном движении и взаимопереходе. Если бы Гегель не открыл фундаментального закона этого движения и взаимообращения, то этот процесс продолжал бы совершаться спонтанно и хаотически. Поэтому те всемирно-исторические эффекты, которые были получены на основе знания этого закона, навсегда остались бы нереализованными. Ведь известно, что основой глобальных социально-политических преобразований начала XX века стал именно открытый Гегелем диалектический закон.

Но впервые таинственный закон заявил о себе в евангельской мудрости: «Если кто из вас хочет быть великим, тот да будет всем слуга…» Однако такое величие относится преимущественно к неземной реальности духовного мира. Поэтому в истории христианской эпохи оказалось не так уж много желающих его взыскать. Но все изменилось, когда за дело взялся великий философ Гегель.

Предметом своих философских размышлений Гегель избрал явления земной действительности, которые при всей своей видимой банальности скрывают в себе много неожиданного. К примеру, такое простое и очевидное явление в противоборстве социальных сил, которым является противоположность статусов господина и раба, обнаруживает в себе весьма неожиданные смыслы. Раб не принадлежит себе, хотя и является собой. Поэтому его существование крайне противоречиво. Оно соответствует открытой Гегелем переходной категории бытия, из себя выходящего. Такая форма существования является чрезвычайно неустойчивой и прямо-таки взрывоопасной. Она содержит в себе невообразимый потенциал.

dialektika

Раб знает, что он есть раб своего господина. И для того чтобы жить, он должен работать и кормить себя и своего господина. Раб рождается с осознанием своей рабской участи как некоторого очевидного факта. И кроме этого факта, раб ни от чего на свете не зависит. Именно в своем рабстве он свободен как никто другой.

Господин думает, что он и в самом деле господин, и тешит себя такой иллюзией. Но не он является господином, а господином его делает его же собственный раб — высший распорядитель его судьбы и творец его господской участи. Без раба господин уже не господин. Но если бы в этом случае господин становился таким же рабом, то в этом было бы еще полбеды. Но всё намного хуже! Без раба от господина остается только метафизическое Ничто. И если раб пребывает в нулях, то его властительный господин вообще находится в неимоверном минусе. Здесь и возникла испугавшая Гегеля бездна неустойчивости всего существующего. Какое немыслимое головокружение! Впечатление от умозрительного переживания этого ужаса так характерно для портретов великого немецкого философа. Он знает сокровенную истину.

dialektika

Даже когда самый ленивый и дерзкий раб восстает против своего господина и своей рабской участи, то его единственная цель состоит в устранении присутствия господина из своей жизни. Такой раб кричит: «Нет, я не раб! Оставьте меня в покое!» В ответ на это у господина возникает уже совсем другое, страшное, наглое и отчаянное притязание метафизического Ничто: «Я господин! Дайте же мне моего раба!» Какая унизительная зависимость! А главное, от кого. Оказывается, рабы правят миром. О, страшная бездна метафизического падения их господ!

Во всемирно-историческом масштабе падение господ действительно выглядит страшно и может напугать всякого, а не только имеющего такую же тонкую, как у Георга Гегеля натуру. Но не все склонны к глобальному мышлению. На свете достаточно мелочных, циничных и изворотливых людей, способных с выгодой для себя выбраться из всякой бездны. Такой контингент людей и составил квинтэссенцию для профессиональной деятельности американского психолога Дейла Карнеги.

Карнеги верил в преобразующие возможности человеческого разума еще больше, чем верили в него марксисты. Он считал, что даже та страшная метафизическая бездна падения господ в меняющемся мире начала XX столетия может стать управляемой со стороны расчетливого и амбициозного человека. В уменьшенном масштабе повседневной жизни эта бездна не так уж страшна и вполне может быть приручена человеком. И того, кто решится вступить с ней во взаимодействие, ждет огромная практическая выгода от этого смелого шага.

Karnegi_deil3234

Карнеги рассуждает следующим образом. Да, рабы правят миром. Это метафизический факт. Но не нужно его бояться, а тем более оставлять без внимания. Зачем обкрадывать себя? Нужно воспользоваться этим законом. Достаточно просто притвориться рабом, чтобы вознестись над миром. Он будет у ваших ног. С виду социум выглядит относительно уравновешенным и представляет собой ту ровную поверхность филантропов, на которой так скучно и неинтересно жить. Каждому хочется почувствовать себя вознесенным на край бездны. Это знает американский психолог. Нужно взбудоражить сущее, считает он.

Достаточно внести свой творческий акт в действительность, чтобы в банальной и обыденной жизни возник новый мир со своими героями. Каждый разумный человек заботится о том, чтобы в мире было больше добра. Поэтому он никогда не откажется взять на себя роль положительного героя, любезно предоставляемую ему со стороны его ближнего. Именно такого рода любезность пропагандирует американский психолог. Делайте людям комплименты, превозносите их качества, преклоняйтесь перед их способностями, и тогда вы увидите, что они становятся зависимы от вашего мнения. Теперь вы можете влиять на них и управлять ими. А все потому, что тот господин, превосходство которого над собой так превозносит поклонник, уже стал его рабом с самого того момента, как почувствовал себя господином. Он уже живет в созданном его почитателем мире, где он хозяин. И выйти отсюда не так уж просто.

Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением главного героя. Он марионетка в чужих руках, смешная и глупая уже потому, что не понимает, что у того спектакля, который так забавляет его, есть свой режиссер и продюсер. Вся жизнь — игра! Но Карнеги хочет игры без правил. А такого не бывает! Кто есть кто (даже в игре) — вот вопрос, который рано или поздно должен возникнуть в любой голове. И своим возникновением он непременно испортит всю игру, всю жизнь и вообще всё на свете!

dialektika

В игре раб удваивает действительность и ему смешно, как в результате этого простого акта, он вдруг становится господином. Но остановись, амбициозный и властолюбивый человек, и посмотри на испуганное лицо царя философов! Он не улыбается, как твой учитель Карнеги.

Потому что реальность в квадрате — это всего лишь полпути. Не квадрат, а триада — вот священное число. И Гегель знает это. Отсюда и происходит весь его вполне оправданный страх. Тезис переходит в антитезис, но обязательно опять возвращается к себе. Это метафизический закон! Здесь триада замыкается в кольцо, но на этом её движение не останавливается. В спиралевидном стремлении она начинает новый виток. И так до бесконечности… Всё движется, всё изменяется, всё беспрестанно переходит в свою противоположность. Страшно! Но никак не смешно!

Кто всегда будет помнить о неустойчивости сущего, тот всегда будет бдительным и никогда не станет жертвой розыгрыша, которому учит Карнеги.

46cf543fa6d38f86c1daec8628b940b0

Как известно, диалектикой называется искусство задавать вопросы. И всякий искусный диалог непременно подразумевает определенное направление развития беседы. Каждый вопрос уже содержит в себе допустимую область возможных ответов. Каждый ответ — это еще один шаг в создаваемый диалогом мир. Но этот мир вполне может оказаться миром призраков, в зависимости от добросовестности нашего собеседника. И чтобы оставаться самим собой в таком неустойчивом и взаимообратимом мире, необходимо сохранять внутреннее молчание на фоне внешней речевой активности. Именно таким образом обретается та внутренняя точка опоры каждого человека, которую уже никто не сможет выбить из-под его ног.