люди

Девочка-волчок

Китайцы – своеобразный народ, европейскому сознанию не всегда понятный. Поэтому культура древнего Китая часто представляется чередой фантастических артефактов: батальоны евнухов и глиняные армии, крошечные ножки наложниц и Великая стена.

China

Но и современная Поднебесная может удивить и поставить в тупик. Особенно это касается массовой культуры страны, успешно переезжающей из маоизма в капитализм. В конце января народ Китая отмечал наступление Нового года, Синей Деревянной Лошади. Главным медийным аккомпанементом к празднику служит традиционный гала-концерт по центральному каналу. Это семейное новогоднее шоу с певцами, юмористами и танцорами выходит уже тридцать лет. Аудитория такая, что не снилась ни одному «голубому огоньку» – в этом году его смотрели больше семисот миллионов человек!

Главной изюминкой выпуска стала 15-летняя Уэй Кайки, племянница китайской звезды и танцовщицы Ян Липин. Какой же номер был у этой хрупкой девушки? Уэй, одетая в воздушное белое платье, крутилась вокруг собственной оси, ни на минуту не останавливаясь и не сходя с места, на протяжении четырёх часов! Для этого неординарного зрелища была оборудована специальная площадка, и, пока на главной сцене разворачивалось основное представление, сменялись артисты, Уэй исполняла свой танец.

China

Время от времени ведущие программы обращали к ней внимание публики, которая выражала своё удовольствие криками и аплодисментами. Согласно задумке сценаристов, это циклическое вращение должно было символизировать бесконечную смену годовых сезонов и вообще создавать новогоднюю атмосферу.

Незадолго до трансляции китайская школьница выразила отношение к предстоящему выступлению, назвав его «разновидностью медитации». В своём аккаунте Weibo (китайский аналог Twitter) она написала:

Некоторые утверждают, что жестоко выставлять меня на четыре часа на сцену, где я буду крутиться во время праздника, но на самом деле, для меня это что-то вроде духовной практики. Это для меня возможность преодолеть собственные ограничения, бросить самой себе вызов, увидеть, возможно ли такое, как для кого-то — покорение Эвереста. Я благодарю Бога за дар и подношу себя на сцене, чтобы очистить душу.

И хотя в даосской йоге и суфийской традиции действительно есть техники, связанные с продолжительным вращением, далеко не для всех аргументы девушки стали убедительными. По окончании представления, Китай захлестнула волна обсуждений и споров в Интернете и СМИ. Многие люди посчитали такой перформанс неоправданно жестоким и бессмысленным. Вот несколько характерных откликов в социальных сетях.

“Мне кто-нибудь скажет, в чем прок от того, что она будет четыре часа крутиться?”.

“Пятнадцатилетняя девочка, которая крутится без остановок в течение четырёх часов — это просто извращение какое-то! Полный сбой ценностей и ориентиров”.

“Иначе как жестокостью это не назовёшь. Я не могу увидеть в этом красоту, всё это вызывает во мне только чувство отвращения”.

Действительно, тяжелое физическое испытание для ребёнка ради увеселения публики выглядит, по меньшей мере, противоречиво. В то же время не вызывают сомнений удивительные качества Уэй Кайки, её талант и целеустремлённость.  Как юной китаянке удалось целых четыре часа сохранять равновесие?

Видео с фрагментами шоу