МиксLook

День мёртвых: веселье на костях

В начале ноября во многих странах отмечается праздник с пугающим для непосвящённых названием — День мёртвых. В действительности же это древнейшая традиция, в которой, по сути, нет ничего необычного.

Día-de-los-Muertos

Индейцы веками поклонялись богам потустороннего мира. У ацтеков был культ Миктлантекутли — владыки Миктлана, загробного царства, которым он правил вместе с богиней Миктлансиуатль, своей супругой. Обитель их находилась в девятой, самой нижней области преисподней — этот дом без единого окна индейцы иногда именовали пупом земли. Божественная чета представляла собой парочку неразлучных скелетов с множеством устрашающих атрибутов. В гардероб дамы, например, входила стильная юбка из живых змей. Дни поклонения богине приходились на июль-август, повсюду тогда двигались развесёлые процессии, умело разбавленные забавными зрелищами в виде человеческих жертвоприношений.

Día-de-los-Muertos

В XVI веке испанские конкистадоры щедро понесли в только что открытые земли блага цивилизации и свет христианства. Какими методами проводились эти богоугодные мероприятия, хорошо известно, и через пару столетий численность коренного населения уменьшилась в несколько раз. Душевно ранимым миссионерам крайне тяжело было смириться с варварскими обычаями приручаемого народа. Человеческие жертвы, пирамиды из черепов врагов, обычай хранить дома останки усопших, шумные танцы и песнопения на похоронах казались им кощунством и богохульством. Вместо языческих ритуалов испанцы вдохновенно прививали дикарям католические праздники и обряды. Дело было пущено на поток посредством массовых пыток, публичных казней и костров инквизиции, но разве кто-то выбирает средства, когда речь идёт о просвещении и наставлении на путь истинный заблудших народов?

Día-de-los-Muertos

Индейцы пытались приспособиться к новым условиям. Запретный отныне праздник в честь богини смерти ассимилировался и, перенесённый на осень, слился в экстазе с католическим Днём всех святых и усопших. Но изменения, затронувшие формальные стороны, почти не коснулись сути самобытного действа. Кровавые жертвы и части человеческих останков, используемые в качестве арт-объектов, канули в мрачное прошлое, но по внутреннему наполнению и характерным признакам праздник остался языческим, ничего общего не имеющим с христианскими молениями и с тихими обрядами поминовения ушедших. Главными атрибутами торжества в просвещённые времена стали искусственные черепа, скелеты, гробы, памятники на могилах. Такими жизнеутверждающими игрушками, сладостями, аксессуарами забиты в эти дни прилавки магазинов, витрины, а заодно и карманы ошеломлённых туристов со всего света, не привыкших к подобному буйству потусторонней символики и от неожиданности с готовностью расстающихся с немалыми деньгами.

Día-de-los-Muertos

День мёртвых широко отмечается во всех странах Латинской Америки, но центром народных гуляний и притяжения является Мексика. В некоторых регионах страны он затмевает по размаху Новый год и Рождество вместе взятые. В этот период улицы, парки, магазины, учебные заведения и предприятия украшают тысячи алтарей в честь перебравшихся на тот свет. Кладбища оглашаются звуками музыки, самозабвенно исполняемой самодельными оркестриками марьячос, могилы украшаются цветами, свечами и любимыми вещами покойных. Здесь же накрываются столы для живых посетителей, но главные места за ними приготовлены для покойников, на короткий период возвращающихся на бренную землю, чтобы весело отдохнуть от будней того света среди близких людей.

Día-de-los-Muertos

Шумные процессии шествуют по улицам городов и селений. Неподготовленному зеваке, оказавшемуся в центре такого парада, в лучшем случае покажется, что он попал на съёмки фильма ужасов, а в худшем бедняга возомнит, что по совокупности грехов перемещён в самое сердце преисподней. Дети участвуют в праздновании с особым рвением, ведь каждый прохожий считает своим долгом угостить их шоколадным гробиком или сахарным разноцветным черепом. В глазах рябит от громадного количества разряженных скелетов всех мастей под предводительством шикарно одетой загробной атаманши.

В витринах высятся уже привычные пирамиды черепов чуть ли не всех размеров и расцветок, колокола торжественно звонят, приглашая мёртвых на праздник, а дороги устланы цветами, бархатцами, ступая по которым усопшие легко могут найти дорогу домой. Эти «мертвецкие каникулы» длятся неделю, вмещающую в себя и карнавал нечистой силы, и фестиваль смертеутверждающих гимнов, и чествования маленьких ангелов — умерших детей.

Día-de-los-Muertos

Такое странное для европейцев отношение к смерти пытались объяснить многие знаменитые мексиканцы, да и не только они. Сергей Эйзенштейн в документальном фильме о Мексике раскрывал эту тему, подчёркивая момент взаимопроникновения двух культур, каждая из которых несла элементы жестокости и кровавых ритуалов. Всемирно известный художник Диего Ривера перенёс на свои полотна веками сложившиеся отношения со смертью, которая перестала быть чем-то пугающим и неизвестным, но вошла в повседневный быт как нечто привычное и неизбежное. Хосе Посада использовал в гравюрах кладбищенскую тематику, создавая гротескные картинки симбиоза земной жизни и обитания в потусторонних мирах. В стихотворениях Октавио Паса постоянно демонстрируется бесшабашность мексиканцев, играющих со смертью, наслаждающихся близостью с ней и смеющихся ей в лицо.

Día-de-los-Muertos

Такой взгляд во многом объясняется художественным преувеличением и желанием добавить яркие краски в национальный портрет. Здесь, как и в остальном мире, оплакивают своих ушедших, тоскуют по ним, боятся неотвратимого приближения собственного конца. Но потомки древних индейцев, пережившие страшные столетия европейского завоевания, множество войн и революций, смогли адаптироваться к состоянию постоянной близости смерти, ощущению, что в любой момент она может сомкнуть свои объятия. Они привыкли к её леденящему дыханию где-то за спиной.

В последние десятилетия агрессивное распространение обычая праздновать Хэллоуин заставило мексиканцев ещё теснее сплотиться вокруг национальных обрядов. Они противопоставили дурацкой, по их мнению, попытке испугать духов с помощью изуродованной тыквы собственную веру в непрерывное существование и вечное взаимодействие всего, что когда-либо существовало на свете.

И снова на улицах зазвучат зажигательные мелодии, в танцах закружатся нарядные скелеты, на кладбищах загорятся тысячи свечей, а могилы станут уютными местечками для откровенных бесед и душевных песен. И всем на миг покажется, что среди толпы мелькают ушедшие, но бесконечно любимые люди, что они беззаботно смеются и искренне радуются жизни. Она ведь так прекрасна и так недолговечна, что оттуда, из немыслимой дали, кажется одним мимолётным праздником будущих мертвецов.