гаджеты

Человек-невидимка в цифровую эпоху

После "смерти Бога" человек остался без присмотра. Тогда ему пришлось создать себе Смотрителя с миллиардом электронных глаз, непрерывно наблюдающего каждый момент его жизни и записывающего в виртуальный Дневник малейший его жест и поступок, каждое его слово и мысль.

Privacy

В 1996 году журнал Wired опубликовал статью популярного американского писателя-фантаста Дэвида Брина (David Brin), которая называлась «Прозрачное общество». Статья Брина пророчила грядущую революцию электронных средств слежения, которая должна была преобразить наше общество до неузнаваемости. Брин живописал, как в этом глобальном цифровом социуме каждый момент жизни любого индивида будет постоянно записываться на электронные носители. В результате будет достигнут эффект полной прозрачности, когда ни одна минута человеческой жизни не будет скрыта от пристального взгляда сограждан и пресловутое личное пространство будет вконец упразднено за ненадобностью.

Privacy

Как ни странно, в своей статье Брин всячески приветствует эту антиутопическую модель тотального эксгибиционизма. По его мнению, полная прозрачность общества позволит каждому его члену чувствовать себя в гораздо большей безопасности, чем ныне. Повсеместное внедрение цифровых видеокамер, с точки зрения Брина, не только поможет спецслужбам и полиции оперативно обезвреживать преступников и террористов, но и позволит нам гораздо лучше понимать и контролировать механику общественной жизни. Если записи с камер станут общедоступными, то граждане смогут самостоятельно выявлять различные сбои и нарушения в работе государственной машины и вовремя сообщать об этом в контролирующие инстанции.

Privacy

Порядок и безопасность — вот главные аргументы сторонников «прозрачного общества», число которых значительно возросло в последние годы, особенно на фоне громких терактов. Многие высокопоставленные силовики самых разных стран уже в открытую говорят о необходимости внедрения в нашу жизнь систем глобального слежения. Впрочем, порядок и безопасность — излюбленные риторические фигуры в любом тоталитарном государстве. Вспомним квазифашистскую неоимперию, мастерски изображённую Джеймсом Мактигом в культовом фильме «V — значит вендетта». Вездесущая полиция и тотальная слежка — это лишь теневая сторона государственного насилия. В медийном пространстве она трансформируется в маниакальную заботу о социальном порядке и общественной безопасности.

Privacy

Однако зомбирующие мантры о противостоянии терроризму и повышении уровня общественной безопасности действуют далеко не на всех граждан. Некоторые упорно не желают снимать маску безликого Анонимуса и пускаются на всевозможные хитрости, дабы обмануть совершенствующиеся год от года цифровые системы слежения. Так как львиная доля работы с полученным видеоматериалом уже сейчас доверяется специальным программам по распознаванию лиц, основная задача этих активистов — обмануть хитрые цифровые алгоритмы и стать для электронного глаза человеком-невидимкой.

Privacy

Как говорится, проверенный способ — самый надёжный. Испокон веков люди защищали себя от злых демонов и нескромных взглядов при помощи масок. Конечно, носить карнавальные маски в общественных местах не слишком уместно и удобно, а закрытые хиджабы и балаклавы действуют на обывателя весьма пугающе. Впрочем, если ваше лицо скрывает не простая маска, а дизайнерская, шансов просочиться мимо стражей порядка у вас гораздо больше — благодаря эффекту неожиданности. Особенно если ваше средство персональной защиты изображает не абы что, а действующего министра внутренних дел.

Privacy

Этой логикой руководствуется молодой немецкий художник Мартин Бакес (Martin Backes) — автор авангардного проекта Pixelhead. Его необычные маски, сделанные из мягкой эластичной ткани, изображают в стилизованном виде нынешнего министра внутренних дел Германии — Томаса де Мезьера, а также его предшественника — Ганса-Питера Фредерика. Эти высокопоставленные чиновники прославились своей активной поддержкой тщательного контроля интернет-активности граждан со стороны правоохранительных органов. Проект Pixelhead является, по сути, политическим перформансом, призванным препятствовать установлению в Германии неототалитаризма. Впрочем, для реальной защиты своего privacy эти маски не слишком удобны.

Более высокотехнологичная обманка для электронных систем распознавания лица придумана японскими инженерами Исао Эчидзен и Сейчи Гоши. Она представляет собой футуристические очки без диоптрий, оборудованные встроенными светодиодами.

Privacy

Светодиоды работают в инфракрасном диапазоне, их свет не виден человеческому глазу, зато легко распознаётся большинством фото- и видеокамер. Место расположения диодов рассчитано в соответствии с базовыми алгоритмами работы автоматических систем распознавания. Присутствие на лице светящихся точек полностью их дезориентирует. Таким образом хорошо различимый для человеческого глаза «диодный очкарик» становится невидимым для электронных соглядатаев.

Если японское изобретение воплотило в себе своеобразную битву технологий, то задумку художника Харви Адамса (Harvey Adams) можно назвать оригинальным ответом творческого сознания на вызов цифрового рацио. Харви припомнил необычный метод камуфляжной окраски, который использовался в Первую мировую войну британским флотом.

Privacy

Сложный геометрический рисунок, представляющий собой комбинацию чёрных и белых линий, мешал правильному восприятию контуров кораблей, не позволяя противнику определить класс судна, его размеры, скорость движения и даже ориентацию корпуса. С дальнего расстояния такие «морские зебры» представлялись странным бесформенным образованием, плывущим неизвестно куда.

Privacy

Тот же принцип чёрно-белой графики Харви использовал при создании причёсок и нанесении грима. Для этого ему не понадобилось до неузнаваемости изменять внешность моделей — достаточно было украсить овал лица несколькими чёрно-белыми полосками и поколдовать с причёской. Оригинальные имиджи, вышедшие из-под рук Харви, привели программы распознавания лиц в полнейшее замешательство.

Privacy

Однако самым концептуальным и философски заряженным арт-проектом, умудрившимся объединить в себе передовые идеи неогуманизма и самые современные технологии, стала коллекция дата-масок художника Стерлинга Криспина (Sterling Crispin). В отличие от «пиксельных балаклав», диодных очков и камуфляжного грима практическая ценность масок Стерлинга стремится к нулю. Маски совершенно не приспособлены для повседневного ношения. Да и создавались они не для сокрытия лица, а в качестве наглядной иллюстрации того, как нас видят машины.

Privacy

Для создания каждой такой маски художник использует цифровые фотографии реальных людей, применяя к ним сложные математически преобразования, которые используют программы распознавания лиц. В результате фотография преобразуется в уникальный геометрический паттерн, столь же неповторимый, как и отпечаток пальца. Полученная в результате преобразований цифровая маска отпечатывается на 3D-принтере, воплощая в пластмассе то ли виртуального призрака, то ли цифрового двойника реального человека.

Privacy

Криспин подчёркивает, что любая машина воспринимает лицо с точки зрения чистой геометрии: к своему объекту она относится не как к живому существу, а как к вещи. Не «кто», а «что» — вот как воспринимает нас любая программа распознавания. Для неё не существует характера, обаяния, внутреннего мира. Ей интересно лишь взаимное расположение тёмных и светлых точек и соотношение линий.

Privacy

Художник считает, что такая дегуманизация человека в электронных системах распознавания таит в себе серьёзную угрозу. С каждым годом люди всё больше доверяют машинам в решении самых разнообразных практических задач. Сейчас можно говорить уже не об отдельных системах видеонаблюдения, а о глобальном неорганическом организме, денно и нощно наблюдающем за людьми, методично накапливающем и анализирующем эксабайты цифровых данных. С каждым годом этот электронный организм становится всё могущественнее — к нему подключаются сотни новых модулей, и человек всё больше на него полагается.

Однако машины воспринимают нас чрезвычайно поверхностно. Даже самая совершенная программа не может дать самого примерного представления о глубинах человеческой психики. Таким образом, «дата-маски» Криспина воплощают в себе глубинный протест против тотального цифрового контроля. Люди, остро ощущающие своё своеобразие, не хотят стать строительным материалом для вездесущего рацио, простым условием существования абстрактной идеи счастья. Согласие с собой и магия внутреннего мира для многих важнее, чем вопросы безопасности и комфорта. В конце концов, рациональность имеет свои границы — только воображение беспредельно.

Privacy