[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/tracks/106681670″ params=»color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false» width=»100%» height=»166″ iframe=»true» /]
Когда ты хоронишь бабушек в кругу уже немолодых родственников, тебя никак не настораживает кутья и обильные слезы. Если же ты хоронишь молодых людей, которые всю жизнь фестивалили и жгли (так бывает, увы), то помимо особой горечи ощущаешь и еще один зуд: почему вот таких вот жизнерадостных кутил мы провожаем в мир иной каким-то совершенно инородным для них же самих способом?
Живем мы, к искреннему счастью многих, в мире современном, где повсеместно (ну, почти) признается право человека на собственный выбор, самостоятельное определение направления и ценностей своей жизни и так далее. И если человек сам решает, как ему жить, то почему ему отказывается в этом праве в деле смерти. Мы сейчас не про эвтаназию, там и впрямь масса гуманитарно-этических сомнений, а про то, как бы он хотел быть похороненным и помянутым.
Знаете, на похоронах редактора официального русскоязычного сайта футбольного клуба «Челси», который умер в 23 года, были охапки синих цветов и играла We are the champions (увы, он не застал, как его любимая команда действительно выиграла лигу Чемпионов), а на застолье перечислялись килобайтами его лучшие шутки. И ничего не могло быть естественнее. Только так и было правильно. Какая, к черту, кутья? Почему увлеченного и веселого человека нужно провожать в некий неизведанный мир понурым нытьем? Да, вам грустно, и жжет где-то под грудной клеткой, но можно же иногда перестать думать только о себе, правда же?
Собственно, идея такая: все зависит, конечно же, от самого покойного. Логично хоронить убежденного православного христианина со всеми полагающимися отпеваниями и причитаниями. Но ровно так же логично хоронить человека, выразившего свою последнюю волю не только в завещании, но и в рекомендациях по собственному погребению, в соответствии с этими рекомендациями.
Да, довольно странно выглядят похороны в присутствии покойника. Хотя примеры были. Отличались больше всех барышни из города, где родился блюз: жительницам Нового Орлеана Мириам Бербэнк и Мики Истерлинг тоже не по душе были эти похоронные ярлыки, поэтому они решили быть «выше этого и немного в стороне». Как в старом анекдоте, похороны по четвертом разряду — это когда гроб несет сам покойный. Они гроб не носили, но за общим поминальным столом восседали. Одна с любимым пивом и сигарой, а другая (актриса и тусовщица 83-х лет) — в розовых перьях и с шампанским. Заметим, что с последней пришло попрощаться в местный театр более тысячи гостей. Это означает, что далеко не всех глубоко шокировал такой подход. Хотя, конечно, в российской действительности с такими похоронами можно еще какой-нибудь бабушки недосчитаться.
Впрочем, далеко не все нестандартные похороны должны быть до такой степени экстравагантными. Совсем не обязательно зазывать «похоронных клоунов», как в Голландии или еще ряде европейских стран. Или стриптизерш, как в Китае (чтобы подчеркнуть, что ушедший жил на широкую ногу, был всем знаком и всеми уважаем). Но действительно искренне вспомнить человека, подумать, что он любил, о чем мечтал, — и дать ему это хотя бы отчасти в процессе перехода в незнакомое измерение… Это же не бог весть какой подвиг?
В конце концов, если мы действительно верим, что наши любимые уходят в лучший мир, пусть путешествие будет всесторонне приятным, запоминающимся, ярким. И не обязательно жечь, как в Непале. В прямом смысле слова жечь. Уже даже туристы привыкли к зрелищу медленно плывущих из храма Пашупати (в Катманду) по священной реке Багмати горящих трупов. Иные даже перекусывают, медитируя на это сакральное действо. Не обязательно, как в Тибете, отправлять тело в небо (отдавать на съедение грифам — воплощениям Дакини, женской сущности Будды, в том числе отвечающей за поднятие душ умерших на небо в ожидании реинкарнации). У нас в стране много буддистов, но иной раз достаточно просто ограничиться группой «Ленинград» с их бессмертным хитом. Если, конечно, наши буддисты — до такой степени буддисты J.
Для кого-то достаточно будет просто забыть о традиции не чокаться с мрачнейшим видом и мучительно затихать, не зная, что сказать, если помнил о человеке только забавное. Для кого-то достаточно будет подобрать его любимую музыку. Для кого-то — сделать особый памятник. Глядя на девочку, которую Иисус качает на качелях, конечно, невозможно не закусить губу, чтобы не разрыдаться. Ну а кто-то подходит к делу более оптимистично, мы ведь верим, что люди уходят в лучший мир, не забываем об этом!
Восхитительное румынское кладбище в местечке Сапанта радует глаз цветастыми деревянными надгробиями ручной работы. Кустарно? До такой степени, что аж плакать хочется, но что примечательно — не по покойным. Почему-то кажется, что им там как раз уютно. А на небесах — так вообще весело. И каждый раз они затягивают веселую песню, когда о них вспоминают родные (или как минимум просыпаются и вкусно кушают, как было у Метерлинка в «Синей птице»).
Цыганские кладбища в этом смысле тоже кладезь позитива. У них принято на надгробных памятниках изображать покойного в лучшие моменты его жизни: на богатом застолье, как правило. Так и хочется поддержать усопшего в его жажде жизни, отображенной на этих «полотнах», как ни парадоксально это звучит.
Или вот гробы, опять же. Вот это все бордовое сукно, мореный дуб, венки от преданных друзей. Такое ощущение, что идет негласное соревнование между «кланами» хоронящих, у кого богаче выйдет. А по факту в стоящей, как чугунный мост, усыпальнице лежит любитель колы, бургеров и Микки Мауса. Так не логичнее было бы похоронить покойного в его же мечте — бутылке колы, гигантском бутере или ушах Микки? В Гане, например, умельцы эту идею в жизнь воплотили.
Ну а если покойный не большой фанат гробов, то существуют и другие варианты. Причем развеять прах в море (а в американских сериалах чаще в океане) — не самая дурная затея, если мы имеем дело с человеком, который уже с 1 сентября начинал ронять слезы о том, как долго еще ждать следующего моря… Но при желании в завершение жизненного пути родного и близкого человека можно привнести настоящее творчество.
В небольшом австрийском поселении Хальштадт есть довольно известный «Костяной дом», где хранится более 600 человеческих черепов, «расписанных» не только информацией о покойном, но и какими-то значимыми для него отличительными или, если хотите, гербовыми виньетками. Выглядит весьма изящно.
Мысль о расписном черепе все же коробит? Нет проблем. Как насчет фейерверка? Специализирующаяся на такой небанальной услуге компания Heavens Above Fireworks добавит в него прах покойного. А можно вообще замахнуться на своеобразную жизнь после смерти непосредственно на Земле, а не где-то там.
Компания Interaction Research Studio предлагает услугу по созданию карандашей с грифелем из праха и штампом с именем покойного и датами рождения и смерти. В Великобритании существует компания, которая занимается ограниченным выпуском виниловых пластинок, содержащих человеческий пепел, с надписью R.I.V. (Rest in Vinyl — «покойся в виниле» вместо традиционной аббревиатуры R.I.P. — «покойся в мире»). В Южной Корее довольно много компаний, предлагающих услуги по изготовлению бусин из праха кремированных людей. А в городе Канкаке (Иллинойс) прах покойных возрождается к жизни в буквальном смысле слова: его добавляют в грунт, из которого потом вырастает дерево или куст (розовый, как просила изобретателя этого метода Френка Стренда перед смертью его жена Мардж).
В общем, варианты есть. Было бы желание. Был бы настрой. Был бы полет фантазии. А это, конечно, не так легко раздобыть в мире, где основные религии с многолетним стажем запугивания людей лишь на словах провожают усопшего в лучший из миров, поскольку на самом деле отправляют на суд, исход которого не известен. Считается неуместным говорить о смерти, не тосковать на поминках, не орошать окружающую действительность обильным рассолом. И остается только гадать, когда же уже произойдет «поминальная революция», как когда-то сексуальная, и станет уже «официально можно» поднимать эти темы. Хотя в глубине души каждый точно знает, что скорбь всегда одинока, а провожать любимых нужно с уважением — с уважением к их личности.