Mirror

Темная сторона Луны

Философы так часто облекают свои мысли в столь причудливые формы, что многим людям просто непонятно, зачем вообще нужна вся эта философия.

moon

Однажды великий философ Фихте, смущенный чрезмерным эзотеризмом своего «Наукоучения», которое мало кому оказалось «по зубам», написал его облегченный вариант под названием «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Но по мнению критиков, изложенная даже в таком человекоразмерном виде «подлинная сущность новейшей философии» более напоминала туманность сумрачного лунного сияния, чем опаляющий всё тайное свет полуденного солнца.

Но если бы на исследования в этой «полунощной тьме» были обречены только узкоспециализированные ученые, то в этом было бы еще полбеды. Но философия, как известно, включена в перечень обязательных дисциплин во всех высших учебных заведениях. Кафедра философии является одной из немногих общеуниверситетских кафедр во всех без исключения вузах. Но самое главное, экзамен по истории и философии науки входит в кандидатский минимум. А это значит, что каждый будущий специалист (например, физик, химик, генетик и т. д.) должен помимо того, что потратить уйму времени и сил на изучение представлений о материи более чем двухтысячелетней давности, да к тому же ещё и предать свою судьбу во время экзамена в полное распоряжение людям, которые знают о современных научных представлениях о материи намного меньше, чем сами экзаменуемые. Кажется, что это странно.

moon

На первый взгляд действительно непонятно, к чему современным образованным людям реабилитация архаики. Конечно, подобный исторический материал имеет свою законную ценность. И несомненно, что кто-то может питать далеко не праздный интерес к тому, чтобы проследить историческое развитие учений о материи от Демокрита и древних элеатов до наших дней. Но к чему возводить такие специфические увлечения до уровня общеобязательной дисциплины, притом для той категории специалистов, от которых, собственно говоря, будет зависеть будущее науки и нашей цивилизации? Наверняка это неспроста!

Когда обычный студент второкурсник задает преподавателю философии вполне естественный вопрос, зачем ему вся эта устаревшая информация о мире, которая была (именно!) выдумана древними мудрецами, то такой студент не понимает очень простой, но необычайно важной вещи: не всё то, что можно знать о мире, можно доказать, испытать и проверить, как это принято делать в наш техноцентрический век. Уже само устройство окружающего нас мира предостерегает против такого предубеждения.

moon

Помимо солнечного света, символизирующего ясность разума, мы ежесуточно сталкиваемся с его ближайшим подобием — Луной. Это небесное светило имеет не меньшее право вторгаться в нашу жизнь, но приносит оно в неё больше вопросов, чем положительных суждений. Самим устройством мироздания было предусмотрено, чтобы человеческий глаз никогда не смог увидеть темную сторону Луны, а человеческий ум оставался в вечном поиске истины о том, что она собой представляет. Хотя все такие истины, как вполне понятно, нельзя было ни доказать, ни опровергнуть.

Нужно обладать определенной глубиной познаний, чтобы видеть генетическую связь современной цивилизации с давно забытыми пластами культуры, когда чрезвычайной актуальностью пользовалось слово «метафизика», означавшее такие высказывания о мире, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Именно такая свобода самоопределения позволила состояться всему многообразию исторических цивилизационных феноменов: космоцентризму античности, теоцентризму Cредневековья, антропоцентризму Нового времени и, наконец, современному техноцентризму.

moon

Современный человек не интересуется метафизическими вопросами, потому что его, как правило, в целом вполне устраивает современный техноцентрический мир. Такой человек не испытывает ни малейшей симпатии к образу жизни в космоцентрическом или теоцентрическом мире. И вполне понятно, что ему неинтересно, на чем была основана жизнь цивилизованного человечества в те далекие времена. Нормальный человек, как правило, живет сегодняшним днем и перспективой ближайшего будущего. Ему это простительно.

Но это не позволительно для того узкого класса людей, от которых непосредственно зависит туманное будущее нашего техноцентрического мира. Поэтому такие люди обязаны держать в поле зрения весь диапазон возможностей цивилизационного развития. Именно в их компетенции всегда помнить о тех жестоких уроках истории, которые были преподнесены будущим поколениям судьбами высокоразвитых древнейших культур.

moon

Возможности европейской культуры оказались бессильны разгадать тайну жизни и смерти древневосточных цивилизаций. Египетские пирамиды получили наименование «чудеса света» еще в эпоху античности. Не менее загадочными они остаются и сегодня.

Европейский интеллект, живущий своими нормами и стандартами, не в силах заниматься исследованием норм и устоев древневосточной жизни, поскольку для него это уже не нормы, а экзотика.

Интересный способ изучения такого рода явлений практикуется в этой области. Считается, что исследователь, как представитель конкретной культуры и живой носитель её содержаний, связан с ней как со своего рода «системой отсчета». И для того чтобы мысленно перенестись в культуру другой эпохи и воспринять её содержания, он должен (тоже мысленно) пережить все те последствия вновь принятой инерциальной системы отсчета, которые так знакомы каждому из нас из опыта в физическом мире. При рывке поезда с полок валятся чемоданы, падают люди… Вот на какие испытания обрекают себя ученые люди. Не будем им мешать. Они занимаются важным, хотя и очень необычным делом.

moon

Когда организм какого-нибудь человека поражен неизвестной смертельной болезнью, врач считает себя обязанным выяснить, что это за болезнь и как её избежать другим здоровым людям. Он не говорит, что поскольку это не его организм, то его не касается история этой болезни. Из нашей повседневной жизни мы знаем, что если бы это было так, никто не чувствовал бы себя в безопасности. Но этот же принцип действителен и во всемирно-историческом масштабе. Нам известно, что тысячелетия назад процветавшие цивилизации древнего человечества полностью исчезли с лица земли, не оставив после себя никакой преемственности. С нашей стороны было бы просто неуместной самоуверенностью заведомо считать себя исключительным явлением в исторической судьбе цивилизаций. Без предварительного прояснения вопроса о причинах распада и исчезновения целых исторических миров мы не имеем оснований чувствовать себя в стороне от подобного рода угроз. Есть ли это общая закономерность естественного процесса или патологическое изменение нормального состояния? Ещё в 1918 году Освальд Шпенглер провозгласил закат Европы. Сегодня эта тема ещё более актуальна.

Многообразие и неповторимость исторических цивилизаций говорит нам о том, какими разными путями может ходить человечество, а также о том, что рано или поздно каждый из них оказывается исчерпанным, то есть пройденным до конца. Зная об этом, современный нам европейский мир старается сохранить память о пройденных человечеством путях и как бы по крупицам собирает ушедшие в историю «картины мира», чтобы восстановить всю эту отвернутую от дневного сознания историческую «карту». Возможно, она станет нашим единственным спасительным средством в кризисные моменты жизни нашей цивилизации, которые уже дают о себе знать.

moon

Как известно с давних пор, когда все земные средства оказывались бесполезными, сбившиеся с дороги путники ориентировались по звездному небу. И задача человечества — сохранить эту связь с далеким и, может быть, несколько непонятным пространством и воспроизводить в своих рядах тех людей, которые способны в нем хоть как-то ориентироваться.

Проблема в том, что никогда нельзя знать наверняка, кто конкретно должен взять на себя такие функции. Поэтому высокопарные системы философских мыслей, оторванные на сотни световых лет от реальной земной действительности, преподаются каждому студенту во всех высших учебных заведениях на втором курсе обучения. Возможно, что содержание этой статьи хоть немного прояснит для них назначение этого курса или хотя бы оправдает задним числом время и силы, потраченные на отведенный академическими стандартами курс философии.

moon