— Что дает нам понимание закона кармы?
— Все! Все чего мы хотим. Сейчас. И можем захотеть потом.
До тех пор, пока человек мучается вопросом, почему плохие вещи происходят с хорошими людьми, он перекладывает ответственность на других людей, высшие силы и Творца, который при таком взгляде оказывается не вполне компетентной личностью, либо Его существование в принципе под вопросом… Перекладывает и продолжает действовать не думая о последствиях. Достоевский охарактеризовал это умонастроение двумя простыми словами: «Все можно».
Разумеется, можно все попробовать. Но если увидеть закон кармы как объективно существующий закон, заложенный в основу мироздания теми, кто трудился над его созданием, как вселенский закон причинно-следственных связей — это многое прояснит. И может быть, кого-то в чем-то остановит. Согласно закону кармы все действия человека определяют его судьбу: прошлые — настоящую судьбу, настоящие — будущую. Таким образом, возможность испытывать какие-то страдания или наслаждения взвешивается нами самими на безукоризненно работающих весах. А весы судьбы точны и справедливы (У. Шекспир).
Что еще дает нам понимание закона кармы? Конечно, «расширяет метафизические горизонты» человека, как говорил Иосиф Бродский. Это ясно дает понять, почему он отвел первое место в списке самых важных книг, которые, по его мнению, должен прочитать каждый, «Бхагавад-гите». Закон кармы в данном случае, например, дает все основания для понимания причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного воплощения (его действие охватывает все воплощения личности в течение миллиардов лет). Ведь найти причины всех следствий, с которыми мы имеем дело сейчас при всем желании будет очень сложно в масштабах этой небольшой жизни, даже если человек начнет искать их в 90 лет.
Следствием данной причины как раз и является «сакраментальный» вопрос, почему плохие вещи происходят с хорошими людьми? Все живые существа несут ответственность за свои действия в форме их последствий. Последствием же неполноценных представлений о жизни являются страдания в форме экзистенциального кризиса. Однако даже до этого кризиса еще надо дорасти. Да, есть страдания, до которых надо дорасти! До тех пор, пока людей волнуют только экономические кризисы, назвать их свободными, то есть ответственными никак не получится.
Думаю, что понятие эволюции сознания человека тесно взаимосвязано с понятием ответственности. Но, прежде чем мы почувствуем ответственность, мы сначала должны осознать, что происходит с нами, и, главное, почему? Известный духовный мистик современности Роберт Кампаньола в своей книге «Живая энергия души» очень точно подметил:
Вот мы поняли, что происходит? Потом мы осознали, почему это происходит (иначе говоря, кто виноват, по Чернышевскому). И что делать тогда? Тогда можно захотеть сознательно направлять свое развитие дальше, рождение за рождением, по ходу осознавая плоды своих выборов в прошлых жизнях.
То, что сознание продолжает существовать после смерти тела, — подтверждено огромным количеством пережитого разными людьми опыта клинической смерти. Известно, что, находясь в состоянии транса на сеансе у гипнотерапевта, человек может увидеть свои прошлые воплощения. Эти свидетельства тоже очень ценны, хотя их сложно проверить. Если заняться изучением этой темы всерьез и систематизировать весь полученный материал, можно прийти к интереснейшим результатам. Что и сделал всемирно известный теперь американский гипнотерапевт Майкл Ньютон (вы можете прочесть его книги «Путешествие души», «Предназначение души», «Гипнотерапия жизни между жизнями»). Он дал миру подробнейшую информацию о том, что происходит с нами между жизнями, о том, как и кем этот процесс налажен. Интересно, что Роберт Кампаньола дает в своей книге независимое подтверждение многих концепций Майкла Ньютона, например:
Если мы готовы нести ответственность за свои действия в прошлом, тогда у нас есть возможность сознательно эволюционировать в любой жизненной ситуации. В какой бы мы ни оказались. И мы не будем уже оперировать терминами «занесло» или «не повезло», мы будем понимать причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает реакцию — повторное (последующее действие). Этот закон сформулировал еще великий предшественник Майкла Ньютона, Исаак Ньютон, в своей книге «Математические начала натуральной философии» (вышедшей в 1687 году): «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». Это знаменитый третий закон Ньютона.
«Математические начала натуральной философии» — фундаментальный труд Ньютона (названный по аналогии с «Началами философии» Декарта), в котором он сформулировал Закон Всемирного тяготения и три Закона Движения (названные впоследствии именем автора). Этот научный труд был признан самым знаменитым в истории науки наряду с «Началами» Евклида. И несмотря на то, что с тех пор, как первый том «Математических начал» был представлен английскому Королевскому обществу, прошло больше четырехсот лет, все, кто учился в школе, знают о третьем законе Ньютона, и многие из нас даже помнят со школьных времён, как он был сформулирован великим английским физиком, математиком, механиком и астрономом, родившимся под Рождество.
С другой стороны (с восточной), изучая древние духовные традиции, миллионы наших современников узнали о существовании закона кармы. И конечно, нам (русскоязычным людям) всем хорошо известна поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь». Парадокс заключается в том, что большинство современных людей слышали или знают об этом, но не принимают это во внимание. Почему? Может быть, просто потому, что не понимают достаточно глубоко? Возможно, Исаак Ньютон реинкарнировался под новым именем (сохранив фамилию, по понятным мотивам), чтобы обратить внимание на очевидный закон мироздания, уже сформулированный им несколько сот лет назад, и объяснить его более подробно на примерах человеческих жизней. Прочтите Майкла Ньютона, дамы и господа.
Роберт Кампаньола продолжил развитие этой темы в XXI веке. Упомянутая мною книга вышла всего несколько лет назад. Он пишет в ней:
Так вот, если вернуться к современному обществу и к тому, какие последствия мы все вместе накопили на сегодняшний день. Похоже, что ответственность — является единственной формой свободы в этом мире, где мы скованы по рукам и ногам жесткими импульсами, воспринимаемыми нашими органами чувств: вкус еды, запах женщины, аромат славы, благоухание власти, деньги, которые не пахнут. В таком контексте Освобождение (в индуистском понимании этого слова) — очень высокая и, вообще, мало для кого актуальная цель.
Но закон кармы регулирует последствия действий человека и дарит ему Свободу, то есть провозглашает ответственным за свою жизнь, за все свои страдания и наслаждения. Коронует по жизни. Можно видеть, что корона — это головной убор не только для избранных. Она есть у всех нас.
Монолог Сатина о Человеке из пьесы Алексея Максимовича Горького «На дне» — удивительный пример того, как творцы вселенной позаботились обо всех нас, включив самое необходимое знание в школьную программу по литературе! Перечитаем еще раз:
Конечно, не все осознанно платят. Но! Не только нищего в метро, но и умалишенного политика, мафиози и финансово озабоченного банкира — не жалеть, а уважать надо! Все люди достойны уважения, потому что все платят за себя сами на нашем вечном празднике жизни.