Mirror

Мелодраматический бич

Большинство из нас воспринимает слезливые мелодрамы со счастливым концом как обычное развлечение и хороший способ расслабиться. Но есть те из нас, кто принимает на веру то, что показывают в этих мелодрамах, и стараются жить так, чтобы их жизнь была похожа на романтический фильм. И что же из этого выходит?

kino

Большая часть мелодрам, показываемых в кинотеатрах, развивается по вполне предсказуемому сценарию. Главный герой, которого все бросили и обидели, должен встретить настоящую любовь, которая залечит зудящие раны и заставит поверить, что жизнь не так уж плоха, как кажется. Герой очень несчастлив, у него куча бед: пристав, непогашенный кредит, больная матушка, увольнение, банкротство. Что угодно, лишь бы зритель ему сочувствовал. Поначалу жизнь героя — сущий ад, и он не находит лучшего решения проблемы, как беспробудно пьянствовать, исповедоваться бармену и «размениваться на всякие пустышки». Или на худой конец, решает покончить с этим всем, сбежав через окно.

Знакомство с загадочной незнакомкой (или незнакомцем) происходит именно тогда, когда наш герой абсолютно уверен, что жизнь бессмысленна и беспощадна. Как правило, у «настоящей любви» все обстоит куда хуже или же не менее безрадостно — мы же должны сочувствовать, иначе фильм без этого не окупится. К концу фильма проблемы благополучно разрешаются, а дальше жили они долго и счастливо — как в сказке.

kino

Все это, конечно, прекрасно. Но очень важно осознавать, что фильмы мало чем схожи с реальной жизнью. Слишком часто хочется выключить телевизор, потому что реальность не соответствует тому, что показано в кино. Разглагольствовать о асинхронности реальности и красивых картинок на экране можно сколько угодно. Основной недостаток романтических фильмов заключается в том, что они надевают на неопытных людей розовые очки, призма которых мешает видеть вещи такими, какие они есть.

Мечтатели, насмотревшиеся мелодрам, верят, что однажды встретят настоящую любовь, создадут крепкую семью и будут счастливы в своем уютном гнездышке. «Разве это плохо?» — спросите вы. Отнюдь нет. Плохо не то, что они в это верят. Плохо, что мечтатели наивно полагают, будто для этого совсем не нужно прилагать усилий — достаточно сесть и подождать. Любимый человек примет тебя таким, каков ты есть, не обратит внимания на то, что ты, может быть, редкостная сволочь и эгоист. Ведь это так скучно — работать над собой, совершенствовать себя и свою личность.

Единственное, что важно — ждать, когда придет это пресловутое счастье, о котором говорилось в фильмах. Но реальность не преминет бросить мечтателя в грязь лицом, когда долгожданная любовь обойдёт его стороной, обращая внимание на кого-то другого. «Что со мной не так? Разве я не заслуживаю любви и счастья, которых так долго ждал?» — спрашивают мечтатели, сетуя на то, что жизнь несправедлива.

kino

В этом и есть ошибка, которую не считают нужным исправлять производители романтических комедий. Нельзя найти настоящую любовь и подлинное счастье, если вы думаете только о себе и не стремитесь работать над собой и своими недостатками. Мелодрамы учат нас инфантилизму: мечтатели рассматривают жизнь как киндер-сюрприз: нужно только понять, с какого края разворачивать обертку, и тогда все будет — и шоколад, и красивый подарок внутри.

Все знают грустную сказку Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», главную мораль которой безжалостно похерили сценаристы диснеевского мультфильма, исправив трагический конец на счастливый. Произведение поднимает важную тему, на которую стоит обратить внимание всем утопистам, воспитанным мелодрамами: быть любимым — это очень хорошо, но любить самим — еще лучше. «При всех достоинствах диснеевского мультфильма зрители из него не узнают про сложный выбор, который иногда приходится делать, и не узнают, что обрести свою душу важнее, чем обрести принца», — утверждает юнгианский аналитик Константин Слепак.

kino

Романтические комедии не учат зрителя одной важной вещи: любовь не помогает справиться с вашими внутренними коллизиями. И легче не станет, даже если вас действительно кто-то полюбит.

Чем плохи мелодрамы и диснеевские мультфильмы? Они порождают идеалистов, оторванных от реальности, не учат нас, что настоящая любовь возможна именно тогда, когда ты умеешь чувствовать и сострадать другому человеку, не ища взаимности. Инфантильные мечтатели — это люди, которые слишком поглощены собой, они ищут в своем избраннике лишь удовлетворения своих собственных потребностей и избавления от проблем, которые нужно решать самостоятельно.

Нам забыли рассказать, что бескорыстность важнее всего. Нужно уметь любить, не нуждаясь в ответном чувстве. Нужно уметь дарить любовь без остатка, не требуя ничего взамен. Только тогда любовь делает нас лучше и чище, когда в ней нет места алчности и эгоизму.

kino