Mirror

Иллюзия полета

Вы когда-нибудь слышали о теории «самолетных историй»? А о правилах жизни в аэропортах? Вот Вы сдали багаж, стоите в очереди на регистрацию, проходите таможенный контроль, отдаете паспорт, сурово смотрите прямо перед собой, чтобы нашлось сходство с фотографией человека внутри документа, забираете билет, и вот Вы здесь.

road

В этом международном параллельном мире, в который может попасть каждый и каждый бывал. В этом мире есть свои магазины, всеми любимые «DUTYFREE», рестораны, кафе, бары, где люди могут посидеть, расслабиться, попробовать новое блюдо, завести новое знакомство, встретить старых приятелей и провести время в свое удовольствие. Что-то напоминает?

Здесь есть все, кроме работы, куда мы убегаем от проблем в семье, и дома, где мы прячемся от проблем на работе. Здесь практически нет никакой жизни, кроме той, что начинается тут, продолжается в небе и заканчивается после пересечения границы аэропорта. И самое интересное, что люди в этом месте другие. В любом уголке планеты в аэропортах царит одна и та же атмосфера. Большинство людей чувствуют некую защищенность: «Меня нет там, откуда я бегу, и нет там, где я должен быть. Меня не существует, и я могу делать то, что боялся делать».

road

Кого-то это состояние неопределенности пугает, так что он старается поскорее попасть в настоящий мир, а кого-то интригует и завораживает, и он пользуется им. Интраверты, экстраверты, сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики — все они становятся открытыми, и никто уже не играет в игры. По крайней мере, в такие, о которых все знают в реальном мире. Все понимают, что видят человека в первый и последний раз в своей жизни и заведомо ничего не ожидают, и потому не разочаровываются. Все становятся теми, кем хотели бы быть. И иногда даже в прямом смысле. Вы можете сидеть и разговаривать с писателем-репортером из Новой Зеландии, укротителем тигров или пожарным, и вам хорошо вместе, а потом эти люди возвращаются на землю, в мир, и становятся адвокатами, менеджерами, кредиторами и агентами по недвижимости. Никто никогда не упрекнет в обмане, даже если заметит. Понятно, что у собеседника просто не может быть дурного мотива, а значит, можно наслаждаться дальше.

road

Это удивительная особенность этого мира. Но есть те, кто не просто наслаждается им, а ныряет с головой, возвращаясь в него снова и снова. Все эти люди имеют схожую черту, жажду постоянного бегства и ощущение необъяснимого одиночества. Французский поэт и критик Шарль Бодлер в своем дневнике жаловался, что обречен всегда страдать от «этой ужасной болезни: страха перед домом». Он писал про чувство одиночества, которое преследует его: «Несмотря на то, что у меня есть семья, более того, несмотря на наличие многочисленной компании школьных приятелей, я все сильнее ощущаю, что мне предстоит прожить жизнь в одиночестве». Это именно те мечущиеся творческие души, которые везде чувствуют себя тесно, и дома, и в путешествиях по всему миру. Их настроение переменчиво: надежда, жажда встреч, оптимизм, в чем-то подростковый максимализм сменяются жестоким цинизмом и отрицанием действительности. Эти люди чувствуют себя как дома лишь в перевалочных пунктах: аэропортах, вокзалах, гостиницах, придорожных кафе.

road

Одной из таких «мечущихся душ» был американский художник Эдвард Хоппер, во всех его картинах остро чувствуется мир таких людей.

road

road

Это бегство выглядит странно, и вам, наверняка, захочется этих людей пожалеть. Вот только им этого совсем не нужно. Во всех этих перевалочных пунктах, находясь среди множества людей, они острее чувствуют одиночество, и оно помогает вновь обрести ощущение гармонии с внешним миром. Иногда домашняя обстановка, уют в её атмосфере, создает такое впечатление лжи, пустоты и наигранности, что заставляет бежать в другой мир. И в этом мире, поговорив обо всем с тем, кого Вы видите впервые в жизни, посмотрев на все с высоты полета, вернетесь в свой дом, и, возможно, когда-то Вам пригодится визитка Вашего случайного попутчика.

Эта тема одиночества и дороги в творчестве затрагивалась не раз и еще будет использоваться. Нью-Йоркский фотограф Ричард Тушман снял, например, яркую фотосессию по мотивам Хоппера под названием «Hopper Meditations».

road

road