Mirror

Человек и его двойник

Человек не есть то, что он есть, как утверждает экзистенциальная философия. Но чтобы «быть», человеку всё же необходимо направлять свою уникальность в соответствии с некоторым идеальным архетипом. В этом смысле проблема взаимосвязи реального и идеального аккумулирует в себе внутреннюю динамику бытия человека.

dvojnik

Человек — единственное существо, которое не может ограничивать себя тем, что дано ему природой. Человеческий мир как раз и представляет собой то, что называют «второй природой» или культурой. Все виды человеческих искусств в той или иной мере являются обобщением глобальной человеческой проблемы — разрыва между реальным положением человека и тем его идеальным образом, в который он сам себя проецирует, обозначая тем самым цель собственного существования. В этом смысле обладание художественным талантом становится условием реализации этого идеала творцом. Известно, что мир романа — это тот же самый мир, в котором мы живем. Но его герои, в отличие от нас, познают свою судьбу до конца. Нет более потрясающих образов, чем те, в которых воплощены люди, исчерпавшие свою страсть до предела, — Кириллов, Ставрогин, мадам Грослен, Жюльен Сорель или принцесса Клевская. Но нам не по плечу их мерки, так как они доводят до конца то, что мы не в силах завершить.

Госпожа Лафайет создала «Принцессу Клевскую» на основе собственного животрепещущего опыта. С одной стороны, она и есть эта принцесса, с другой — ни в коей мере. Разница между ними в том, что госпожа Лафайет не удалилась в монастырь и никто из её окружения не зачах от любви. Нет сомнения, что она испытала по крайней мере самые душераздирающие моменты этой ни с чем не сравнимой страсти. Но в жизни страсть осталась без завершения, и мы никогда не узнали бы о её финале, если бы госпожа Лафайет, изжив её в реальности, не прочертила своим бесподобным пером дальнейшую траекторию этой любви.

Однако, как вполне понятно, не каждый человек способен приобщится к искусству в качестве творца и деятельного участника, но каждый может частично узнать себя в сотворенных образах и в той или иной мере разделить с творцом его удовлетворенность воплощенным идеалом. Востребованность искусства в конечном счете и основывается на этой (до конца не удовлетворимой) вечной тоске по идеальному. Поэтому, собственно, писатели сочиняют, а другие люди читают их романы — эти вымышленные истории о том, чего никогда не было и никогда не будет.

dvojnik

Но в какой-то момент человек должен остановить эту игру и посмотреть правде в лицо. Как говорится, делу время, потехе час. Такое событие ознаменовано возникновением в XX веке экзистенциальной философии, получившей признание и большую популярность. «Человек не есть то, что он есть», — утверждает один из ее основоположников. И эти суровые слова отзываются трагическим эхом в сердцах миллионов людей, окончательно осознавших, что страх, отчаяние, абсурд — эти фундаментальные категории экзистенциальной философии — являются реальным контекстом жизни человека, представленного через призму утверждения, что он не есть то, что есть. И как вполне понятно первой реакцией человека, потерявшего точку опоры, будет все-таки стремление её вновь найти, но уже где-нибудь в другой более устойчивой и надежной области, в отличие от обманчивого и недостижимого пространства высокого искусства.

dvojnik

Проблема в том, что экзистенциальный подвиг существования лицом к лицу с неопределенностью не по силам обычному человеку. Он все-таки предпочитает находиться в окружении познанного мира. А для этого, как следует из теории отражения, ему необходима некоторая точка преломления его контактов с окружающим миром. Она будет индивидуальной и конкретной основой его существования, а точнее некоторой точкой опоры для утверждения его самосознания. Ведь чтобы полноценно жить и ориентироваться в среде окружающих людей, человеку важно знать, кто он есть в этом мире. И одного глубокомысленного заключения, что он не есть, то, что есть, здесь уже недостаточно. Малоэффективным следует признать и обращение к идеальным архетипам и художественным образам. Они скорее уводят от реальной действительности и развивают мечтательность, чем стимулируют реальную жизненную активность. Нужно помнить, что человек — это всё-таки существо в каком-то смысле ограниченное, поэтому экзистенциальные вопросы ему следует облекать в конкретные формы и направлять их такому адресату, который способен рассматривать их с объективной точки зрения, компенсирующей слабости человеческого субъективизма. Вспомним, как непоколебимо самоуверенно чувствовала себя царица в сказке о спящей красавице, когда слышала ответ на свой экзистенциальный вопрос от своего собеседника, неподкупного и неспособного к человеческой лести.

Zerkalo-pomnit-foto-5

Уместно предположить, что именно каждодневное общение с таким собеседником с легкостью сформировало такие черты характера этой решительной женщины, которые с большим трудом закладывают в своих слушателей современные тренинги личностного роста.

Но современные технические возможности хотя и не достигли того уровня, который описывается в сказке, однако они не могли оставить неудовлетворенной массовую потребность современных людей найти такое индивидуальное отражение самих себя, которое было бы, как и то волшебное зеркало царицы, информативно намного более емким, чем обычная зеркальная поверхность.

dvojnik

И несомненно, что современный феномен социальных сетей стал осуществлением этих фундаментальных стремлений человеческого «Я». Каждый индивидуальный пользователь сетевой реальности имеет на своей персональной странице некоторое фиксированное преломление факта своего присутствия в социальном мире. Здесь лайки и комментарии, оставленные по поводу проявлений внутренней и внешней жизни пользователя, предоставляют ему объективную информацию о нем самом. Вполне понятно, что в реальной жизни такие эффекты недостижимы. Мало того что повседневная реальность исключает возможность таких неформальных проявлений индивида, которые практикуются в сетевом мире, главное, в ней остается непроявленным то коммуникативное пространство, посредством которого пользователь социальной сети оперативно получает от других пользователей информацию, необходимую ему для адекватной самоидентификации. Таким образом, ответ на искомый вопрос «кто я есть» оказывается обретенным, и человек может не только уверенно продолжать свою жизнедеятельность, но и полностью контролировать благосостояние своего сетевого двойника — этого главного идентифицирующего начала современного человека. Такое значение и функции сетевого мира с недавнего времени стали предметом пристального внимания со стороны психологов, антропологов и просто обычных людей.

dvojnik

Как известно, феномен этот оценивается неоднозначно. Многие усматривают в нем действительно положительное начало, посредством которого человек может компенсировать некоторые недопроявленные стороны его реальной жизни. Однако, по мнению других, такая поляризация жизни человека через разделение её на реальную и виртуальную будет только ослаблять его активность в реальном мире. И в конечном счете, считают они, человек начнет сдавать позиции в реальном мире пропорционально своим успехам в мире виртуальном. Как бы то ни было, но окончательное разрешение дискуссии по вопросу значения и роли сетевой реальности в жизни современного человека сегодня не представляется возможным. На данный момент сам этот феномен достаточно юн и, можно сказать, только делает первые шаги по жизни. Нельзя сказать наверняка к чему он приведет. Однако это не значит, что такой неопознанный феномен может пока спокойно жить и делать свое неведомое дело. Мы все-таки попытаемся распознать его, но на других основаниях. Ведь нам уже известно чем закончилось общение самоуверенной царевны со своим двойником-собеседником. Возможно, что неспроста именно это самоидентифицирующее начало и источник самоуверенности царевны спровоцировал её на такой неблагопристойный поступок.

dvojnik

Для прояснения проблемы, связанной с этим неблагоприятным обстоятельством, уместно обратиться к тем далеким пластам человеческой истории, где этот делающий свои первые шаги феномен, выраженный в современной сетевой реальности, возможно, уже прошел свой путь.

И действительно, в далекой древнеегипетской культуре, изжившей и исчерпавшей себя, как будто практиковали нечто подобное. Древние египтяне считали, что у человека есть во всем подобный ему Двойник — Ка, который после смерти человека поселялся в его гробнице. Для целей обустройства будущего места пребывания этого Двойника и были воздвигнуты египетские пирамиды. Здесь еще при жизни владельца размещалась его статуя — копия, в которую после смерти «оригинала» переселялся его Двойник под воздействием ритуала отверзения уст и очей. Статуя воплощает идеализированные качества своего первообраза. Здесь он всегда молод, силен, знатен, богат и здоров, даже если смерть застала его дряхлым стариком. Именно этот улучшенный вариант человека предназначался для соединения с его Двойником .

Поэтому в реальной жизни человек уже не тревожился по поводу несоответствия своему идеалу, единство с которым является трудной и прочти неосуществимой задачей.

Таким образом, в древнеегипетском мире все оказывалось расставленным по своим местам. Идеальное помещалось в идеальном мире, а реальное — в реальном, как две неконтактирующие области. Однако без предварительного решения вопроса могут ли вообще эти области не контактировать?

dvojnik

А это очень важный вопрос, если судить по массовому вторжению в пантеон египетских богов элементов животного мира.

Дело в том, что древний язычник боялся всего неземного. Он жил среди природы и желал слиться с ней. Об этом свидетельствуют языческие статуи с одухотворенными улыбками человеческих лиц и звериными телами.

dvojnik

Похоже, что отказ от единства с высшим неминуемо приводит к слиянию с низшим. Однако кто знает, может быть, многовековые стремления древнего человека разделить реальное и идеальное и привели бы в конечном счете к какому-нибудь более приемлемому результату, если бы в начале новой эры на исторической сцене не появился израильский народ. Его мировоззрение оказалось не только радикально отличным от принятых в древнем мире понятий, но, собственно, и определило собой наступление новой эры и возникновение европейской культуры современного типа, представителями которой мы и являемся. В своих истоках иудео-христианский народ был вечно гонимым Израилем. Скитаясь в пустыне, он не видел ничего, кроме линии горизонта, где неслитно и нераздельно сходятся небо и земля. Но очевидно, что никакой линии горизонта в действительности не существует. Она есть мираж, так как небо с землей не соприкасаются ни в одной точке. Однако именно воздействие этого миража стало основанием для нового представления о взаимосвязи реального и идеального начала, понимаемой не как раздельность, но именно как единство. Для языческого сознания такое понимание было сверхъестественным. Но всё относительно. Для европейской культуры стали естественными и самоочевидными немыслимые никогда ранее понятия о всесилии человека, его безграничной и богоподобной мощи. В эпоху Ренессанса под действием масштабных опытов разнонаправленного саморазвития и деятельного обретения многих достоинств возникает изумительный феномен «богочеловеческой» личности или личности — Титана. Понятия «всесторонний человек», «естественный маг» отражают сущность творческой природы человека Возрождения. Он становится творцом собственной культуры и истории. Он понимает и истолковывает себя всего лишь как менее совершенного по отношению к Творцу.

dvojnik

Европейская культура в своих истоках вдохновлялась стремлением воплотить идеальное в реальном. И поначалу она не видела преград на этом пути, но впоследствии сама стала забывать о вдохновлявшем её стремлении. Впечатление от фундаментальной идеи для европейской культуры «миража» со временем сглаживаются из коллективной памяти, меняется среда непосредственного обитания человека и начинает включать некоторые недоступные древнему миру факторы, которые, возможно, смогут более успешно справиться с проблемой человеческого двойника.

Таким образом, древняя проблема разделения реального и идеального, «выгнанная в дверь» европейской культурой в начале нашей эры, «влетает в окно» на пороге третьего тысячелетия. Такой фактор современности, как виртуальное пространство сетевого мира, представляет собой большой соблазн для реанимирования давно изживших себя форм взаимосвязи реального и идеального. И если бы египтянин древности узнал о таком феномене современной культуры, как социальные сети, то, несомненно, расценил бы его как модернизированный, компактный, и, кроме того, мобильный вариант главных артефактов своего древнеегипетского мира.

dvojnik

Однако необходимо отметить, что вышеприведённая аналогия допустима лишь отчасти, точнее в главном она неверна. По правилам ритуала помещение, где находилась статуя, всегда должно было быть освещено светом факела, это было обязательно и очень затратно. В противовес этому виртуальные страницы в социальных сетях очень неприхотливы. Им достаточно периодического Онлайн от своего владельца для полноценной жизни в соответствии с виртуальными критериями. Но в древнем Египте гробницами владели лишь очень знатные вельможи с большим количеством слуг, которые и выполняли все обязанности, связанные с жизнью двойника. В современном демократическом обществе такое, как известно, не принято. И каждый владелец персональной страницы в социальной сети вынужден сам заботиться о её состоянии, завлекая тем самым нужное количество лайков со стороны близких и знакомых (в древнем Египте это называлось жертвами, нужда в которых возникала обычно после смерти вельможи). Наиболее рачительным владельцам страниц поэтому приходится фактически жить в этом «царстве мёртвых», проводя большую половину времени Онлайн.

Тысячелетний опыт человечества свидетельствует о том, что намного плодотворнее всех этих душепагубных занятий всё же смотреть на линию горизонта. Наверняка она всё-таки существует!

dvojnik