Человек с фотоаппаратом
На дворе 1998 год. Безработный Лассе который месяц пытается трудоустроиться. Безрезультатно. Все собеседования заканчиваются избитой фразой: «Мы вам обязательно позвоним». Но… телефон заговорчески помалкивает. Сбережения, отложенные на черный день, катастрофически исчезают. Ждать помощи не от кого, приходится надеяться исключительно на собственные силы. И тут темперамент Хойла дает о себе знать. Он занимает денег у друзей и покупает зеркальный фотоаппарат. Снимки начинают быстро заполнять карту памяти. Что на них? Унылые датские пейзажи, деревья, окаймленные дымкой тумана цвета парного молока, заброшенные замки, поросшие цепким плющом, перекошенные лица людей, будто намеренно выдернутые из американских фильмов ужасов.
Лассе сознательно искажал действительность. И дело было вовсе не в плохом настроении. С детства Хойл обожал рассматривать репродукции картин мастеров средневековья. Его привлекали мрачные темные тона, очаровывали игры света и тени, завораживало смешение красок. В своем подсознании Лассе всегда мечтал создать нечто подобное. И вот спустя много лет судьба предоставила ему долгожданный шанс. «Наконец-то я занимаюсь искусством по-настоящему!» — воскликнул тогда Хойл.
Он просто сиял от счастья, а искусствоведы тем временем осторожно приглядывались к молодому таланту. Сюрреалистический мир, в который приглашал датчанин, холодил кровь и будоражил душу. Его работы, наполненные меланхолией, гневом и одиночеством, причислили к винтажному модерну. А сам Лассе стал принимать многочисленные приглашения участвовать в выставках современного искусства. Так фотограф-самоучка неожиданно для самого себя оказался вхож в кулуары актуального арта.
Графический дизайнер и режиссер в одном флаконе
Новые связи налаживались со скоростью света. На одной из вечеринок Хойл познакомился с британским музыкантом Стивом Уилсоном (Steve Wilson) – основателем и лидером прогрессивной рок-группы «Porcupine Tree». Коллектив в ту пору работал над новым альбомом, и Уилсону срочно требовался графический дизайнер для оформления обложки диска. Лассе принял заманчивое предложение не задумываясь. Уже на следующий день он быстро шагал по направлению к звукозаписывающей студии. Открыв увесистую дверь, датчанин оказался оглушен тяжелыми звуками психоделики, эмбиента и металла. Впрочем, минуту спустя Хойл сидел в уютном глубоком кресле и наслаждался рок-балладами. В его голове постепенно «созревал» эскиз альбома.
Позже Лассе так вспоминал этот случай:
Презентация диска прошла на ура. Местные медиа наперебой восхищались не только свежими композициями «Porcupine Tree», но и удачной работой Хойла – дизайнера.
Лассе между тем уверенно карабкался вверх по карьерной лестнице. Теперь он жаждал занять почетное режиссерское кресло. Но как быть: видеокамера – настоящий бурелом, а монтажный лист – и вовсе непроглядный лес. Датчанин не растерялся и отправился на курсы повышать квалификацию. Получив заветные знания и сертификат, Хойл тут же позвонил своему закадычному другу Уилсону: «Привет, дружище! У меня есть отличный план, мимо которого ты не сможешь пройти», — прокричал в трубку Лассе. И это было чистейшей правдой. Хойл задумал снять клип для песни Уилсона «Harmony Korine». Причем речь шла не об обыкновенном видео с замыленными глаз спецэффектами. Лассе мечтал сделать ролик в стиле арт-хаус, смешав воедино фантазии, мифы и сказки. Собственно, ему это и удалось. Создав несколько параллельных реальностей, датчанин наделил их странными обитателями: птицами на двух ногах, людьми в противогазах, вурдалаками с длинными белыми пальцами-ветками. Миры стремились навстречу друг другу, обнажая свои ужасные пороки.
От короткого метра до длинного — один шаг
Вдохновившись успехом клипа «Harmony Korine», Лассе Хойл решил попробовать другие жанры киноискусства и замахнулся на документальное кино. Его новой работой стала лента «Insurgentes». Легко догадаться, что главным героем картины выступил верный друг — Стивен Уилсон. Он путешествует по близким для себя местам, вспоминает забавные случаи из жизни, размышляет о современных направлениях в музыке, рассказывает о композициях, которые исполняет его группа «Porcupine Tree». Это своеобразный монолог от первого лица, прерываемый лишь изредка фрагментами рок-композиций. Премьерный показ фильма Хойла состоялся в 2009 году в Копенгагене на Международном фестивале документального и арт-хаусного кино. Жюри заприметило работу Лассе и высказало одобрение подающему надежды режиссеру. Картина в широкий прокат, правда, так и не вышла. Зато ее отрывки свободно путешествуют по интернету. При желании можно собрать этот несложный пазл и посмотреть ленту с начала до конца.
Сам Лассе Хойл продолжает заниматься фотографическим ремеслом, сотрудничает с рок-музыкантами и ищет новые грани для творчества. Жизненный принцип датчанина: «Каждый день – это борьба, чтобы не сойти с ума».