Ожившие мертвецы с горящими глазами и прекрасными аристократическими лицами. Что может быть более загадочным, пугающим и притягательным? Недаром образ вампира, дошедший до нас с древних времен, популярен и по сей день. Режиссеры не устают снимать новые вампирские фильмы, а писатели писать вампирские романы. И с каждым творением образ вампира всё смелее обыгрывается и наделяется чертами, которые ранее ему не были присущи. Сегодня мы знаем вампиров как супергероев, которые бегают по крышам высоток с автоматами в обеих руках и истребляют всю прочую нежить. Несколько лет назад вампиры ассоциировались с манерными аристократами, от бледных лиц которых и обаятельных хищных улыбок было невозможно отвести взгляд. Но какими были те самые «настоящие» вампиры, вампиры, которых в XVIII веке жители деревень боялись больше чумы? Было ли в них что-нибудь от общеизвестного Дракулы, соблазнительного Лестата или сентиментального Эдварда? Об этом мы с вами узнаем, слегка затронув первые упоминания о вампирах в мифологии, литературе и, конечно, кинематографе — в жанре, который, так сказать, представил нам вампира во плоти.
Итак, вампир — это оживший мертвец, питающийся кровью живых людей. Он покидает свою могилу во мраке ночи и сторонится солнечного света. Становятся вампирами самоубийцы, преступники, отлученные от церкви, укушенные другим вампиром и пр. По сути это единственная истина о вампирах, которая была пронесена сквозь века и ни разу не пошатнулась. А вот представления о внешнем облике вампира и самой его личности не раз менялись от века к веку.
Существа, подобные вампирам, упоминались, к примеру, еще в ранней вавилонской демонологии (духи Лилу), в древней шумерской мифологии (акшары), в древнеармянской мифологии (даханавр) и пр. Но свой «расцвет» этот образ пережил гораздо позднее — в Восточной Европе. Именно в славянском фольклоре вампир был впервые назван вампиром (а еще упырем, вурдалаком, стригой и пр.) и обрел свои классические черты, такие как боязнь света, полуночное пробуждение и страсть к горячей крови. В то же время оформился способ умерщвления вампира: живому мертвецу полагалось отрубить голову и воткнуть кол в сердце. Но это если не вдаваться в детали, ведь, кроме вышеперечисленного, в той или иной местности были свои «надежные» приемы «убийства» мертвеца: к примеру, вампира нужно было пригвоздить колом к земле, а не просто пронзить ему сердце, прибить к гробу его саван, чтобы вампир не мог его, внимание, съесть. Также настойчиво рекомендовалось насыпать в могилу зерно или опилки: считалось, что нежить обязательно начнет их пересчитывать и не успеет скрыться от восходящего солнца, которое сожжет мертвеца. В подобных вампирах не было ничего привлекательного, это были вспухшие, изуродованные мертвые тела, с темно-бордовой кожей и вспухшими конечностями, больше напоминающие чудовищ, нежели человека. Конечно, ими никто не восхищался: их все боялись.
Вампирская лихорадка, охватившая Европу в XVIII веке, унесла немало жизней и осквернила тысячи могил. Испуганные люди вскрывали могилы своих родственников и знакомых, отрубали трупам головы и вырезали сердца, при этом нередко сами заражаясь трупным ядом и умирая словно «от проклятья». Считалось, что вампир не был очень избирателен в выборе своих жертв, но чаще ими становились ближайшие родственники или знакомые люди, к которым вампир зашел «на огонек» по привычке. И гораздо позднее мы узнаем о новых вампирах, относящихся к своим жертвам крайне избирательно.
У более поздних вампиров появляются чувства и вкус, а еще нереальная красота. Они становятся эстетами, выбирают себе в жертву преимущественно молодых прекрасных девушек и крайне редко превращают укушенных в себе подобных (чаще всего их просто убивают). Вечная жизнь начинает расцениваться как вечное проклятье или прекрасный темный дар. Здесь вампиры тоже разбиваются на два образа: несчастный и всеми отверженный и демон-искуситель и абсолютный повелитель ночи. Впрочем, черты обоих образов могут пересекаться и сливаться в один. Такими вампиры предстают в XIX веке, и, конечно, этот образ всем обязан демонически прекрасному поэту-романтику Джорджу Гордону Байрону. Ведь именно с него Джон Полидори списал главного героя (Лорд Ратвен) своего произведения «Вампир». Это было первое произведение истинного вампирского жанра в мировой литературе, и вскоре к нему не замедлили присоединиться эротическая «Кармилла» Шеридана Ле Фаню, «Вампиры» Б. Олшеври и, конечно, «Дракула» Брэма Стокера.
Но чтобы нагляднее проследить за трансформацией образа вампира, лучше обратиться не к литературе, а к кинематографу, ведь именно на экране живые мертвецы представлены во плоти.
Начнем с фильма «Носферату: Симфония ужаса» 1922 года, режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау. Стоит сказать, что в большинстве фильмов о вампирах вплоть до XXI века явно чувствуется влияние этой киноленты.
Это довольно интересная кинолента с непростым сюжетом, демонстрирующим зрителю фильм в фильме. Сначала мы застаем съемочную команду, которая начинает процесс съемок фильма о вампире и подыскивает актера на главную роль. Удача улыбается режиссеру: появляется актер, которого и без грима любой примет за вампира, но позже удача оборачивается трагедией, так как актер на самом деле оказывается вампиром. Каким предстает перед нами главный герой «Симфонии ужасов»?
Это «человек» в летах с тонкими аристократичными чертами лица, у него очень высокая, изящная фигура, длинные тонкие пальцы, белая как снег кожа, заостренные клыки и практически черные глаза. В этом образе еще нет демонической красоты и сексуальности, но уже есть достоинство, интеллигентность и отчаянье. Герой отвержен обществом, как отвержен самой жизнью. Еще не зная об истинной сущности графа, люди все равно сторонятся его, боятся и гонят. Он ненавидит себя, всю вечность скитающегося во мраке ночи и упивающегося горячей людской кровью. Его душа тоскует по прошлому, по солнцу и любви.
А теперь перейдем к «Дракуле» 1992 года (режиссер Френсис Форд Коппола). В этой киноленте образ вампира неразрывно связан с сексуальностью, одержимостью и темной романтикой. Это вольная экранизация романа Стокера, в то же время имеющая довольно много общего с самой книгой. Дракула, будучи еще живым человеком, трагически теряет свою любимую женщину. Он впадает в отчаянье и, отрекаясь от Бога, становится проклятым. Неспособный умереть, Дракула скитается веками в поисках родственной души, души своей возлюбленной, которая, как он верит, вернется на грешную землю, чтобы воссоединиться с ним. Пересекая города и страны, каждый день Дракула ложится в свой гроб, дно которого устилает слой родной земли. Он может превращаться в волка или летучую мышь, стареть и молодеть от только что выпитой крови, он притягивает к себе женщин, которые, опьяненные, повинуются любому его желанию. Под его чары попадает Мина, одна из главных героинь, в которой Дракула разглядел душу своей возлюбленной.
Мина должна стать женой юного адвоката Джонатана Харкера. Для очередной сделки Джонатан отправляется в Трансильванию, где знакомится с Дракулой и становится жертвой трех соблазнительных вампиресс (одну из которых, заметьте, сыграла Моника Белуччи). Джонатану удалось сбежать из замка и впоследствии вместе с доктором Ван Хельсингом он убивает вампиров, чтобы спасти любимую и избавить мир от этой демонической напасти.
Но вампиры здесь отнюдь не воспринимаются как нечто отвратительное. Образ Дракулы романтизирован, герой находится в вечном поиске своей истинной любви, а когда встречает ее, то отдается ей полностью, без остатка, жертвует всем.
Невозможно обойти вниманием образы трех вампиресс, верных спутниц Дракулы. Они соблазняют Джонатана Харкера в замке Дракулы, гипнотизируют его, и в своих сексуально-кровавых играх оставляют его едва живым. Словом, Коппола охватил в своем фильме те грани, которые Стокер в свое время обыграл в книге. Ведь вампиризм у Стокера был очень схож с демонической одержимостью, которая неизменно сопровождалась смертью, кровью и сексуальностью: вспомните, именно туберкулёз и сифилис уносили колоссальное число жизней в Викторианской Европе, и, таким образом, в своем романе Стокер обыграл то, что видел вокруг себя.
Не затрагивая «Дракулу» 1931 года (здесь сюжет также довольно похож на стокеровский), сразу обратимся к фильму «Голод» 1983 года (режиссер Тони Скотт), где вампиры показаны совершенно в новом амплуа. В «Голоде» вампиризм — это, скорее, особенность крови, некая мутация или заболевание. Вампиры не боятся солнца и живут практически обычной жизнью, внешне не отличаясь от простых смертных. Они испытывают чувства, как и мы, любят, страдают, боятся и даже стареют. Нет, это не зловещие ожившие мертвецы, соблазняющие своих жертв и с наслаждением выпивающие их кровь до последней капли, это скорее отдельный вид живых существ.
Следующий фильм, который невозможно не упомянуть, — это классическая вампирская кинолента «Интервью с вампиром» 1994 года (режиссер Нил Джордан), экранизация романа Энн Райс.
Нельзя изобразить вампиров красивее, чем это сделал Нил Джордан. Впечатляющий актерский состав (Брэд Питт, Том Круз, Антонио Бандерас и пр.) позволил максимально качественно воплотить образы «вампирских хроник». И здесь вампиры также неимоверно прекрасны. Утонченные аристократы, они отдаются буйству чувств и поискам родственной души. Некоторые из них считают вампиризм темным даром, который возвышает их над всеми живыми существами, другие же считают его проклятием и хотят обрести вечный покой, третьи находят в своей сущности определенный шарм и получают наслаждение, «притворяясь людьми, которые притворяются вампирами». В любом случае в этом фильме воспета эстетика вампиризма: красивые наряды, безупречная внешность, готическая атмосфера и неземная любовь не позволяют нам воспринимать вампиров как чудовищ, а, напротив, заставляют восхищаться ими.
А теперь взглянем на вампиров с очередной новой стороны. Такие кассовые фильмы, как «Блэйд» и «Другой мир» демонстрируют зрителям вампиров как супергероев, которые даже борются со злом. В качестве зла обычно выступают другие, «плохие» вампиры, оборотни и пр. Здесь уже отсутствует яркий эротизм, наслаждение кровью своих жертв и какая бы то ни было темная готическая романтика. Для пищи используется донорская кровь, а вампиры обычно и сами не рады этой своей потребности. Кроме того, появляются новые существа: полукровки (получеловек-полувампир), а еще полувампиры-полуоборотни. Викторианские наряды сменяются облегающими кожаными комбинезонами, а в тонких изящных пальцах появляются брутальные автоматы или другое оружие. Вампирские боевики довольно быстро приобрели популярность и стали активно обыгрываться не только в кино, но и в романах, комиксах, компьютерных играх и прочее.
А теперь хочется обратиться к самой популярной на сегодняшний день вампирской саге «Сумерки» (Стефани Майер), точнее, к ее одноименной экранизации 2008 года режиссера Кэтрин Хардвик.
Многие критики отмечают, что именно этот фильм ввел образ вампира в широкие массы, сделав главного героя кумиром абсолютно всех, начиная от подростков, заканчивая людьми уже в возрасте. Какими зритель видит вампиров в «Сумерках»? Это элитная молодежь, разъезжающая на дорогих машинах и живущая в дорогих домах. Они выглядят, как и все люди, разве что только более пафосно. Вампиры ходят в школы и университеты, не боятся солнечного света, занимаются спортом в свободное время и нарезают салаты для отвода глаз. Здесь мы встречаем «вампиров-вегетарианцев», предпочитающих пить кровь животных, а не людей. Вампиры делятся на хороших и плохих, между группировками также возможны стычки. Как и люди, вампиры обладают чувствами: они могут любить, ревновать, ненавидеть и, конечно, жертвовать собой.
Как уже отмечалось выше, фильм завоевал огромную популярность на большом экране, поэтому несложно догадаться, что основные акценты в нем расставлены на эпатаже, динамике, резких поворотах сюжета, а еще, конечно, на сентиментальной любовной истории. К сожалению или к счастью, сегодняшние вампирские фильмы практически начисто утратили готическую атмосферу и эстетику мистики и смерти, которая ранее так ценилась любителями определенного круга кинокартин. Сегодня вампиры — это не живые мертвецы, которые пугают и отталкивают одних и своей исключительностью притягивают других, а, скорее, крутые, эпатажные супергерои. Вампирское кино переместилось с крохотных экранов артхаусных кинотеатров на большие экраны самых пафосных киноцентров, и образ вампира стал безнадежно популяризирован.
Конечно, в данной статье охвачены далеко не все вампирские кинофильмы, существует еще великое множество очень хороших и эффектных картин. Однако сравнение таких фильмов, как «Носферату: Симфония ужаса», «Дракула» и «Сумерки» уже позволяет проследить явную трансформацию образа вампира в мировом кинематографе. Мы идем в ногу со временем, и все вокруг нас меняется. А напоследок просто хочется пожелать всем любителям кино: расширяйте кругозор и не забывайте о том, с чего все начиналось.