видео

«Только представь» — фильм, который нужно слушать

«Слепота — это состояние, в котором человек не способен увидеть что-то чудесное, даже когда оно проплывает, как огромный океанский лайнер, прямо перед ним в просвете между домами". Анджей Якимовски

blindness

В студенческие годы польский режиссер и сценарист Анджей Якимовски часто наблюдал за слепым человеком, который жил по соседству. «Он первый навел меня на мысль о том, что у слепых людей можно многому научиться», — рассказывает он в одном из интервью. Именно тогда у Анджея впервые возникло желание снять фильм о «параллельном мире», в котором живут слепые люди.

blindness

Главный герой фильма «Только представь» (Imagine) — инструктор по ориентации в пространстве для незрячих. Он прибывает в известную Лиссабонскую клинику для слепых, будучи высоко оценен старым профессором и принят в штыки его приемником. Ян также слеп, как и его будущие подопечные, но обходится без трости. Его главные инструменты – разум и воображение. Отказавшись от традиционных безопасных методов, он задал серьезную задачу своему интеллекту. Каждая прогулка превращается в своего рода квест, детективную историю. Запахи города и его обитателей, аллегро и анданте каблуков, отражающиеся от стен домов звуки — все это, как показания свидетелей, нужно свести воедино, создать целостную картину в уме и тогда…

blindness

Тогда можно смешаться с потоком людей и быть свободным от навязчивого участия окружающих, которые уверены, что знают об этом мире больше. Отказ от трости — это принципиальная позиция Яна и, одновременно с этим, главная причина постоянных разногласий с коллегами и начальством, которые считают его опасным для самого себя и для пациентов. Среди слепых он также нередко сталкивается с непониманием и недоверием, действительно ли их инструктор слеп? И, если это так, не обманывает ли он их, используя какие-то вспомогательные средства, о которых умалчивает? Новые подопечные Яна — дети. Им страшно поверить в новые возможности и испытать очередное разочарование. Они устраивают ему проверки, пока тяга к впечатлениям и открытиям не побеждает сомнения.

blindness

Со временем к необычным занятиям присоединяется молодая женщина по имени Ева. До сих пор она вела жизнь затворника: не выходила из своей комнаты, передвигалась бесшумно в неизменных серых резиновых шлепанцах, не включала свет и только изредка открывала окно, чтобы покормить воробьев. Но голоса и смех занимающихся во дворе детей пробуждает в ней любопытство. Незаметно для себя, она проникается доверием к Яну. Ее настолько впечатляет его уверенность, что она решается на прогулки по городу. Исследования солнечных португальских улочек, пахнущим морем, наполненных звоном трамваев, переворачивают ее жизнь с головы на ноги, которые уже к вечеру первого дня новой жизни обуты в легкие элегантные босоножки на уверенных звонких каблуках.

blindness

Роли пациентов в этом фильме исполняют не рядовые актеры в солнцезащитных очках, а действительно слепые дети, которые переживают на съемочной площадке реальный волнующий их опыт, испытывают настоящие эмоции от каждого самостоятельного действия. Следуя сценарию, они на самом деле прикладывают усилия, чтобы без посторонней помощи налить воду в стакан, стараются определить с помощью внимательного слушания, воображения и обоняния, что происходит во дворе больницы. Для того, чтобы найти детей, похожих на персонажей сценария, Анджею Якимовскому и его команде пришлось провести кастинги в четырех странах мира.

Когда мы начали работать с этой интернациональной группой, фильм стал отчасти документальным, потому что каждый ребенок привнес в него свое естественное поведение и спонтанные реакции, — рассказывает режиссер.

Кроме того, сам Ян – собирательный образ, на создание которого режиссера вдохновили несколько уникальных людей. Один из них — известный слепой музыкант Рей Чарльз, ориентировавшийся в пространстве по звукам шагов. А другой — Бен Андервуд, человек-эхолокатор. Этот уникальный мальчик щелкал языком и ловил отражения звуков от окружающих предметов, благодаря чему мог делать массу вещей, которые считались совершенно недоступными для незрячих.

blindness

В этом фильме нет лишних рассуждений. Нет набивших оскомину фраз об уверенности в себе, о полноценности и социальном неравенстве, нет неуместных попыток надавить зрителям на слезную железу. Кадр за кадром он подводит зрителя к открытию: такие люди, как Ян и Ева, не могут позволить себе замечтаться на ходу или предаться ностальгии о прошлом по дороге на работу. Они вынуждены находиться в настоящем моменте. Постоянно прислушиваясь к звукам и запахам, вникая в происходящее вокруг каждую минуту, они редко действуют автоматически. Легкий цокот шпилек и аромат парфюма сообщает им о проходящей мимо женщине больше, чем мог бы сказать торопливый взгляд случайного прохожего. Отраженные от стен домов гудки морских судов приводят их к бухте, о которой ничего не знают даже коренные жители.

blindness

Буквально в каждом интервью Анджея Якимовского спрашивают: «Как вы создали такой чудесный саундтрек к вашему фильму? Как вы подбирали все эти звуки?». А он только пожимает плечами: «Да все на самом деле просто. Мы записали звуки нашей повседневной жизни, которые обычно никто не замечает. В то время как их, на самом деле, достаточно, чтобы освободить наше воображение».