Помните «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэролла? Прыгая вместе с Алисой в кроличью нору, мы будто бы проваливались в сон, в котором привычные вещи обретали новый смысл и непривычные очертания. Этот мир казался непохожим на «обычные сказочные миры», с их архетипичными персонажами и традиционной логикой мифа. Здесь всё было очень знакомо, но, в то же время, сильно искажено.
В этом буйстве абсурда и чудесных превращений было что-то безумно весёлое и, в то же время, пугающее. Улыбка Чеширского Кота – без самого кота – казалась гораздо страшнее какого-нибудь Кощея Бессмертного, а Безумный Шляпник вызывал странную смесь сочувствия и отвращения.
Эти давно забытые детские впечатления мирно хранятся на чердаке памяти, но переодически что-то их будоражит, например, работы южнокорейской художницы Джи Янг Ли. С первого же взгляда они вызвают целый рой детских воспоминаний и твёрдо ассоциируются со Страной Чудес. В каждой картинке оживает новая история.
Джи Янг Ли – совсем молодая художница. Родилась она в 1983 году. Всего несколько лет назад закончила сеульский Университет Хонгик, но уже успела выиграть несколько престижных международных конкурсов и стать настоящей знаменитостью в Южной Корее. Маститые мэтры пророчат этой талантливой девушке большое будущее.
Неудивительно, ведь каждая её работа – это целая сказочная вселенная, сжатая до размеров детской спальни. Когда смотришь на эти картинки – кажется, что перед тобой фотографии чьих то сновидений. А ведь здесь нет ни грамма фотошопа: всё до последнего создано руками самой художницы.
Все эти красочные миниатюры состоят из реальных артефактов, сделанных самой Джи Янг Ли, в основном, из различных тканей и пластика. Съёмки проводятся в небольшой студии размером три на шесть метров, преимущественно с одного ракурса.
Каким бы безумием не был заполнен кадр, в нём всегда найдётся место маленькой фигурке художницы. Таким образом, каждая миниатюра – это своеобразный автопортрет волшебника в придуманной им же сказке.
Стоит заметить, что творчество Джи Янг Ли глубоко концептуально. Все эти яркие образы, изображённые на фотографиях, не случайны, а представляют собой визуальное выражение собственных фрустраций художницы.
По её словам, воображение позволяет ей переживать своеобразный катарсис – духовное очищение от внутренних противоречий. Будучи воплощёнными в этих красочных миниатюрах, они помогают ей размышлять над невидимым движением собственной души.
Именно поэтому в каждой из картин мы видим маленькую фигурку Джи Янг Ли, затерянную среди нагроможденья сказочных явлений. Это не только новая Алиса, провалившаяся в кроличью нору и путешествующая по неизведанным закоулкам Страны Чудес. Это ещё и взгляд извне: взгляд человека, который пытается отыскать своё собственное Я, понять свою роль в безумном спектакле Вселенной.
Возможно, знатоки психоанализа, найдут в картинах корейской художницы немало фрейдистских мотивов. Чего стоит одна только сцена вылупления гусеницы из кокона…
Или картина под названием «Сезон дождей», на которой героиня плывёт в пластиковом стаканчике по морю из розовых щупалец.
Впрочем, согласно Фрейду, любой художник своим творчеством пытается компенсировать личный невроз, и этот метод представляется родоначальнику психоанализа весьма продуктивным.
Как бы там ни было, картины Джи Янг Ли возвращают нас в детство. В ту пору, когда мы не знали ничего о Фрейде и не мучились глубокими внутренними противоречиями, воспринимая окружающий мир в его искрящейся непосредственности. Для детей эта хрупкая кореянка будет просто искусной волшебницей – хозяйкой сказочных комнат, а её картины – просто кроличьими норами в другие миры.