Вдохновение

Пляска Смерти: черный юмор и художественная традиция

Всем известны дошедшие до нас из средневековья миниатюры и картины, изображающие множество мертвецов среди людей: живые вместе с мертвыми идут общим хороводом или совершают еще сотни различных действий.

Mortis-Saltatio

Традиция изображения неизбежности окончания человеческого существования и наделение иллюстраций юмором проходит сквозь Средние века, демонстрируя те или иные катастрофы конкретного времени. Эти иллюстрации имеют название «Пляски Смерти» и являются одним из наиболее завораживающих феноменов средневековых изображений.

Традиция «Плясок Смерти» основана на литературе покаяния от монашеских орденов. В частности, произведения «Я умру» и «Легенда о трех живых и трех мертвецах» демонстрируют черты зарождающегося иллюстративно-литературного жанра — изображение и стихотворное сопровождение к нему. Основная идея этих произведений — недолговечность и ничтожность человеческого существования перед неизбежностью смерти. Вся жизнь с ее тяготами и развлечениями, радостями и печалями — только путь к смерти, и ничего более не имеет никакого решающего значения. Такие настроения служили призывом покаяться, ведь пусть и неизвестно, когда и как, но смерть обязательно заберет вас.

Mortis-Saltatio

Первая полноценная «Пляска Смерти» была создана в Вюрцбурге приблизительно в середине XIV века. Вполне вероятно, она является следствием чудовищной эпидемии чумы, обрушившейся на Европу приблизительно в 1348 году (позже чуму, бичевавшую почти весь известный мир в течение двух столетий, окрестили «Черной Смертью»). На картине изображено множество людей различного рода деятельности и вероисповедания, но все они идут к Смерти. А Смерть не щадит никого: и добродетельный монах, и скупердяй купец — все равны перед ней. Подобные произведения обрушивают саму основу средневековой культуры.

«Пляски Смерти» частично отображали реалии жизни, претерпевали эволюцию нравов и мысли, и это мы можем видеть в традиции изображения этого живописного сюжета. Новая версия «Плясок» была создана в Париже уже светским мастером, и она демонстрировала не покаяние людей перед переходом в мир иной, а скорее печали об утраченных земных благах. Французский автор изображает 30 персонажей различных сословий того времени: кардинал, судья, монах, крестьянин, торговец и т. д. И в соответствии с их статусом показывает невозможность осуществления их земных желаний.

Mortis-Saltatio

Несколько иная традиция изображений формируется в Испании. Здесь нет раскаяния в грехах перед смертью, как в немецкой традиции, и нежелания расставаться с земными благами, как во французской. Здесь мы видим неприятие и попытку противостояния Смерти. Церковные саны призывают божественное спасение, светские персонажи каждый по-своему пытаются избежать мрачного исхода. Однако Смерть, невзирая на положение в земном мире человека, забирает к себе каждого из них.

Более всего «Пляска Смерти» распространилась в различных регионах Германии, в XV веке был создан целый ряд произведений этого жанра: «Базельская Пляска Смерти», изображение в Клингентале, в Ульме и Метнице. В произведениях меняются действующие лица и положение Смерти, однако общий мотив остается неизменным во всех вариациях — мертвецы рука об руку с живыми двигаются к своему неизбежному концу.

Mortis-Saltatio

Новую концепцию принятия смерти представляет берлинская «Пляска Смерти» — это фрески в Мариенкирхе от неизвестного автора. В них также представлен ряд персонажей всех сословий, однако теперь они имеют четкое разделение на саны церковные и светские, а также на положение в иерархии этих санов. Как и в предыдущих версиях, весь хоровод движется к Смерти, однако интересно в данном случае именно представление этой Смерти. Демонстрируется интеграция ужасающего и мифологического образа в христианскую теорию, основная мысль переходит от непреодолимости и непредсказуемости Смерти к пути к Христу. Образ Смерти и мертвецы замещаются Христом, и именно к нему движутся все изображенные персонажи.

Логическое завершение традиция изображения «Плясок Смерти» нашла в начале XVI века. Это цикл произведений Ганса Гольбейна Младшего. Эти иллюстрации все меньше напоминают первоисточники в покаянной литературе и имеют гораздо больше общего с творчеством эпохи Ренессанса. Основной упор делается на художественный эффект и на изображение отдельных персонажей в противовес старой традиции демонстрировать общую концепцию неизбежности. Наибольшее внимание уделяется изображению настроения отдельного персонажа. В эту концепцию вписывается также измененная манера изображения общего хоровода живых и мертвых, теперь они изображены парами, живой с мертвым. Можно связать изменение манеры и концепции идеи с нововведениями в культуре изображения того времени: живописец стремится передать как можно больше именно с помощью художественных средств и отчасти даже абстрагируется от средств текста, в некоторых местах картина полностью замещает стихосложение.

Mortis-Saltatio

Данные изображения являются итогом развития традиции в течение двух столетий и завершают цикл художественных произведений. Завершение, как и вся история воплощений «Плясок Смерти», демонстрирует характерные для времени черты и особенности. Позже в искусстве неоднократно используется эта тема, но уже как отсылка к творчеству средневековых мастеров или его интерпретация.

Авторы: Дарья Горина, Дмитрий Дидрих