фотографии

От максимализма к минимализму

Почти круглый год в Рио-де-Жанейро светит солнце. Здесь нет зимы, а температура воздуха не опускается ниже плюс двадцати градусов. В городе много государственных финансовых центров и частных компаний. Большинство из них расположены в высотных зданиях. В одной из таких многоэтажек находится офис бразильского фотографа Вика Муниса (Vik Muniz).

Vik_Muniz

Публике он прежде всего известен своими масштабными инсталляциями.  Для создания произведений длиной в 500 метров Мунис использовал не мольберт и кисти, а садился за руль настоящего трактора. Безусловно, такие работы можно было оценить только с высоты птичьего полета. Поэтому, нередко, чтобы показать свои творения публике, Вик арендовал вертолет.

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Но время шло, и бразильцу хотелось перемен. От крупных форм он решил перейти к миниатюрам. Мунис стал рисовать на песчинках! Вполне понятно, что осуществить идею в одиночку было бы сложно. И бразилец пригласил к сотрудничеству своего лучшего друга – дизайнера Марчело Коэльо (Marcelo Coelho). На создание уникальной техники им потребовалось целых четыре года. Художники сначала пытались гравировать при помощи узкого луча лазера. Но это оказалось неэффективно: лазер быстро разрушал и без того хрупкие песчинки. В результате мастера сделали свой выбор — фокусируемый ионный пучок, который часто применяется при работе с микросхемами.

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Мы никогда не думали, что найдем способ, как осуществить гравировку на такой маленькой поверхности. Только путем проб и ошибок нам удалось реализовать наш замысел, — делится впечатлениями Вик Мунис.

Vik_Muniz

Теперь работа идет как по маслу. Сначала Мунис рисует карандашом эскиз. В основном – это величественные замки эпохи Средневековья. Готовое изображение Вик относит Марчело Коэльо. Тот сканирует картинку и одновременно отбирает песчинки для будущих картин.

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Затем песчаный материал попадает в специальный агрегат. Тот считывает рельефную структуру песка и выводит ее изображение на монитор компьютера. Здесь-то и начинается самое интересное! Необходимо наложить созданный эскиз на поверхность песчинки. В это сложно поверить, но один пиксель составляет примерно 50-т нанометров! Далее рисунок гравируется на песчинке. Параллельно художники печатают увеличенное фото-изображение в черно-белом формате.

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Vik_Muniz

Когда вы смотрите на эти репродукции, и кто-то Вам говорит, что это обыкновенная песчинка, у вас происходит настоящий взрыв мозга. Во-первых, Вы не можете поверить, что такое реально, а во-вторых, все ваши знания о живописи и фотографии мгновенно улетучиваются прочь, — замечает Вик Мунис.

Vik_Muniz

Внимательно изучив технику Вика Муниса и Марчело Коэльо, специалисты всерьез стали говорить о появлении нового вида фотоискусства. А художники продолжают строить свои миниатюрные песчаные замки, каждый раз добавляя к хрупким постройкам все новые и новые детали.

Автор: Виктория Дремо