иллюстрации

Нино Чакветадзе. Метафора недетских переживаний

Картины Нино Чакветадзе получили тысячи восторженных отзывов. Некоторые узнавали на ее картинах себя в детстве, находились и те, которые считали картины слишком грустными. Но равнодушия к ее работам не было.

nino_chakvetadze

Самое часто употребляемое слово к картинам Чакветадзе — трогательные. Ее картины, действительно, трогательные и трогают за душу всех, потому что у всех было детство. У всех разное, но оно было или есть до сих пор. Дети — главные герои ее нарисованных историй.

nino_chakvetadze

Удивительны не только сами картины, но и сама художница. Удивительна ее скромность. Вот как тонко и сдержанно она сама говорит о своих невероятных по силе эмоционального воздействия работах:

Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе. Мне очень повезло в жизни: я родилась в семье, где высоко ценились родственные узы, где почитались старшие, где все домочадцы с большим уважением относились друг к другу. Детям, как и взрослым, важно знать правду о себе.

Эта невероятная женщина могла бы раздать кучу интервью, но их нет. Видимо, для нее есть нечто более важное, чем слова, и за нее говорят ее картины. В интернете о ней совсем немного информации, и есть всего несколько ее фотографий.

Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году. С 1986 по 1990 годы училась в художественном институте, а с 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живописи. С 1997 года — член союза художников Грузии.

nino_chakvetadze
Феномен ее работ скорей всего в том, что они проявляют в нас то, что было всегда. Порой они даже не трогательны, они почти невыносимы в душевном смысле, потому что взятые художницей такие высокие ноты почти невозможно выдержать. От них, действительно, щемит сердце, и через это достигается катарсис. В этих картинах есть возведенная в абсолют наивность, но есть и определенная жесткость, которая проявляется в нежелании художницы уходить в слащавое сюсюканье, которым грешат большинство художником «пишущих детство». Просто поумиляться этим картинам не получится, ее картина рассчитаны не только на созерцание, но и на труд души. Картины этого требуют. Через мир детства художница дает широчайшую палитру переживаний. Здесь и первое радостное ожидание, восторг, грусть, мечта, первая еще детская любовь, первые обиды и слезы. Все, как и во взрослой жизни, только более острое, потому что первое.

nino_chakvetadze

Если говорить о работах Нино Чакветадзе, то трудно сказать, где кончается грусть и начинается счастье, в ее картинах все вместе. Слишком по-настоящему, слишком по-живому, слишком не так, как сейчас принято в мире. Преемственность поколений, старики любят детей, внуки стариков, дети родителей. Ничто не кануло в лету. И эти милые щенки, первый хлопьями снег, первые уроки музыки, первая детская любовь. Даже самого большого скептика сегодняшней жизни эти картины заставят понять: не все потеряно, есть реальные семейные ценности, которые по-прежнему за нас и с нами. В ее картинах есть уют, чистота, невинность. От них веет добротой и правильным воспитанием. Именно правильным, когда то, что хорошо — это хорошо, а то, что плохо — плохо. Здесь все понятно, и от этого они еще прекрасней.

nino_chakvetadze

Об истинном профессионализме художницы говорит и множество точно подмеченных деталей в ее картинах, без них ничего бы не получилось, не создалось бы ощущения реальности происходящего. Кто из нас, например, не испытывал трепет у школьной доски или, например, не носил варежки на резиночках, чтобы варежки не потерялись. Нино Чакветадзе чувствует детство, и поэтому пишет для каждого. Она умеет это передать через форму и цвет. Например, у ребенка, сидящего на скамейке глаза невероятно синие, а они ведь только у детей могут быть такими, невероятно синими, или, например, когда ты маленький, то все кажется большим. Точно подмеченные художницей детали, увеличенные многократно, передают ощущение детства, которое не спутаешь ни с чем.

nino_chakvetadze

Как и всякое подлинное искусство, картины Чакветадзе обладают целительной силой. В них есть та самая радость узнавания, которую испытывают смотрящие. И благодаря этому на основе ее картин были созданы метафорические карты как пособие для психологов. Карты используются в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Несмотря на то, что на картинах изображены дети, эти карты предназначены прежде всего для работы со взрослыми. Они призваны помочь всем, и психологам, и их клиентам, поговорить о детстве, воскресить в памяти его картинки, ощутить его запахи и звуки.

nino_chakvetadze

Создатели карт (каждая карта — миниатюра картины Нино Чакветадзе) понимают, что разговор о детстве поможет найти и выявить те проблемы, с которыми живет взрослый человек. Ведь мы впитываем идеалы и способы решения проблем с молоком матери, и через эти карты человек сможет рассказать о своих проблемах. Эти карты помогут ему рассказать о том, что останавливало и поддерживало его в детстве, а что убивало радужные фантазии и мешает до сих пор. Многие, очень многие люди черпают вдохновение в своем детстве. Это и писатели такие, как Агата Кристи, которая «хотела запустить руку» в свое детство и «выудить оттуда пригоршню воспоминаний», и обычные люди, водители троллейбусов и мойщики стекол. Создатели этих карт считают, что девизом этой колоды можно поставить слова Юн Джан, китайской писательницы, сказавшей: «Я расколдовала свое прошлое и больше не хочу все забыть». А, может быть, расколдовать свое прошлое нужно каждому человеку вне зависимости от того, каким оно было, радостным или тревожным, счастливым или не очень? Картины Нино Чакветадзе — это попытка встречи с самим собой, скрытым за пластами одежды взрослости.

nino_chakvetadze

Ее картины — это проводник к самому себе, пусть даже через отрицание. Ведь есть и такие, которые считают, что картины Чакветадзе слишком мрачные, но тогда им стоит подумать, а что бы нарисовали они, и тогда человек сам себе расскажет о том, о чем, может быть, он даже не подозревал. И это встреча с собой исцелит его. В этом и будет заключаться внутренняя победа над своими страхами, так часто связанными с детством или идущими от него. Очень часто бывает, что подлинное искусство подталкивает нас творить свои победы, даже если мы его отрицаем.

nino_chakvetadze

Как и любое настоящее искусство, картины Чакветадзе способны дать каждому столько, сколько он способен унести. Они просто не могут оставить равнодушными никого, ведь все мы родом… да именно так…

nino_chakvetadze