Между тем почти у каждого голливудского актера был тот самый первый раз — у кого-то яркий и памятный, а у кого неловкий и неуклюжий дебют, который хотелось бы замять, забыть, а лучше удалить из личной фильмографии. Вряд ли Леонардо Ди Каприо гордится своей первой рекламой или ролью молодого Круза в Санта-Барбаре. Но иногда бывает так, что при просмотре фильма, будь то триллер, комедия или артхаус, мелькает известное лицо. Стоп-кадр — точно, культовая личность без единой реплики просто проходит мимо объектива или просит закурить у главного героя.
Мы собрали несколько таких «дебютов», отобрав эпизоды из давно знакомых и любимых фильмов, в которых точно не ожидаешь увидеть современных знаменитостей в качестве бесславной массовки.
1
«Последний бойскаут» — один из самых крутых боевиков 90-х, звездный фильм Брюса Уиллиса. Вышел он уже после «Крепкого орешка», но в отличие от последнего Брюс разбрасывает врагов направо и налево не в одиночку, как обычно. Партнером по фильму и напарником по мордобою ему стал темнокожий верзила Дэймон Уайанс, на счету которого есть хорошее кино (и «бойскаут» одно из лучших в его персональной фильмографии), хотя зритель его скорее знает по комедии «Майор Пэйн».
«Последний бойскаут» — это ирландская джига как победоносный, почти индейский, танец Брюса в финале фильма, это брутальное кредо и предупреждение главного героя: «еще раз тронешь, убью» и многое другое памятное, собранное в незамысловатом сюжете. Только вот мало кто заметил в 90-х в фильме Холли Берри. Роль 25-летней актрисы свелась к тому, чтобы стать завязкой сюжета, но сразить красотой она все же успела.
В следующей сцене мы с ней прощаемся насовсем и будем следить за тем, как герои мстят ее убийцам. А через десять лет 36-летняя Холли Берри станет первой темнокожей актрисой, получившей премию «Оскар» за главную женскую роль в фильме «Бал монстров».
2
«Энни Холл» относится к тем фильмам, которые в кинематографе считают классикой. Картина вышла в 1977 году, а в 1978-м взяла сразу четыре премии «Оскар»: как лучший фильм (Чарльз Джофф), лучшая женская роль (Дайан Китон), лучший режиссер (Вуди Аллен), лучший оригинальный сценарий (Вуди Аллен, Маршалл Брикмен). Позже ее занесли в Национальный реестр фильмов США за его «культурную, историческую и эстетическую ценность». Фильм уникален тем, что затронутая в нем проблема актуальная во все времена — кризис самоопределения, сложности в отношениях, поиск смысла жизни.
Кроме того, Аллен один из лучших мастеров диалогов своих персонажей (как внешних, так и внутренних) — с легкой иронией его герои препарируют не самые простые для себя вопросы. Несмотря на современность и своевременность этого старого нью-йорксого артхауса, из нового столетия крайне неожиданно увидеть в нем юного Кристофера Уокена с абсолютно бредовым спичем.
Или Джеффа Голдблюма. Вот ему повезло меньше. Знаменитый фильмами «Муха» и «Парк Юрского периода», в 77-м озвучил всего одну реплику, и та была про утерянную мантру.
Кстати, где-то на задворках той же «Энни Холл» появилась и Сигурни Уивер. Это был первый фильм будущей звезды «Чужого» и «Аватара».
3
«Поездка в Америку». Афроамериканская комедия, если можно ее так называть, зародилась где-то в конце 70-х и начале 80-х. Одним из ее ярких представителей считается Эдди Мёрфи — стендап комик, проснувшийся знаменитым после фильма «48 часов». Правда, современный зритель знает его, скорее, по озвучке Осла в мультфильме «Шрек». Некоторые обвиняли Мёрфи в том, что он не помогал темнокожим актерам пробиться в кино. Однако именно с его легкой руки в фильме с типичным нью-йоркским ограблением появляется Сэмюэл Л. Джексон.
Гораздо позже этот актер сыграет в «Криминальном чтиве» Тарантино и станет одним из самых запоминающихся персонажей криминального жанра. А тогда проходящая сцена с фастфудным бандитом выглядела так:
Есть еще один актер, на которого следует обратить внимание в фильме — Кьюба Гудинг младший. Заметить его в кадре при первом просмотре почти невозможно.
Через 10 лет он получит «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, сыграв в паре с Томом Крузом в фильме «Джерри Магуайер». Каким планом можно назвать этот эпизод фильма? Вряд ли оскароносец вообще вошел в титры.
4
«Сделано в Америке». На первый взгляд в этом фильме нет ничего особенного — традиционные американские шутки, семейные дрязги, публичное выворачивание души. Между тем это был практически первый фильм, затронувший тему донорского отцовства. В 1993 году Вупи Голдберг только-только получила свой «Оскар» за «Привидение», Уилл Смит, а именно он интересует нас в этом фильме, прорывается в большое кино из телевизионных сериалов и рэпа.
Верится с трудом, что всего через два года выйдут «Плохие парни» и Уилл Смит проявит весь свой комедийный талант, а в дальнейшем развитии карьеры проявятся и драматические способности, превратив его в самого востребованного темнокожего актера столетия.
5
«Кошмар на улице Вязов». Несмотря на то, что жанр триллер зародился еще в начале прошлого века и ушел далеко вперед, Фредди Крюгера и его кошмары знают даже те, кто не видел этот фильм. История настолько мемифицировалась, что живет сама по себе. Хотя сейчас хоррор-сцены выглядят примитивными, тогда они создавали фундамент для подростковых фильмов ужасов, для выхода «Пятницы 13-е», «Дома восковых фигур», «Крика» и прочих.
Фильм ценен и тем, что стал первой художественной ролью Джонни Деппа. Пока поколение любительниц Джека Воробья не родилось, а за плечами Деппа не было более 50 картин, он исполнял роль наживки для Фредди в одном из небольших эпизодов. В 1984-м, когда вышел фильм, ему был всего 21 год. Звездная сцена Деппа и кровати, которая его пожирает:
С тех пор Депп стал иконой мирового кинематографа, реализовал себя как актер, режиссер и продюсер. А вот Роберт Инглунд, исполнитель знаменитого Фредди, печально канул в Лету.
6
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Фильм снят в 1998 году по одноименной книге культового американского журналиста и писателя Хантера Томпсона. На экранизацию этой психоделической автобиографии ушло почти 20 млн долларов, на сегодняшний день это одно из лучших воплощений подобного рода сюжетов. Фильм часто критикуется, а в некоторых странах запрещается к показу за пропаганду наркотиков, алкоголя и насилия — в общем, за суть всего, что лежит в его основе.
Эта поваренная книга анархиста талантливо ожила благодаря стараниям Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо. Но не обошлось и без красивых женщин. Короткий эпизод в лифте, где сыграла Диаз:
7
«Филадельфия». Фильм вышел на пике общественных переживаний, связанных со СПИДом — смерть Фредди Меркьюри в 1991-м, поиски новых лекарств фармацевтическими холдингами, борьба простых людей то с болезнью, то друг с другом, всеобъемлющий страх. За главную роль в этой картине Том Хенкс получил свой первый «Оскар». Он сыграл умирающего, но ищущего правосудие гомосексуалиста.
Партнером по фильму ему стал тогда уже имеющий золотую статуэтку Дензел Вашингтон, он сыграл адвоката, вынужденного защищать права клиента, к которому испытывает отвращение. А для молодого, амбициозного, горячего испанца Антонио Бандераса это был первый голливудский проект. Возможно, приглашен он был в него благодаря ролям, сыгранным у Педро Альмодовара. Актер исполнил роль любовника главного героя:
После его заметил Роберт Родригес и превратил эмоционального экранного гея в отчаянного марьячи.
8
«Пуля». Фильм был известен участием в нем легендарного рэпера Тупака Шакура, энергию которого не могли остановить ни тюрьма, ни пули, а также благодаря брутальному Микки Рурку, для которого роль Буча стала одной из последних удачных ролей до длительного перерыва в карьере. Жестокие 90-е, перестрелки, наркотики, эмоциональный хаос, поиски себя в мире тотального беспредела. Мировая премьера фильма состоялась уже после убийства Шакура.
Среди звезд такой величины мало кто обратил тогда внимание на долговязого обдолбыша — брата главного героя. А сыграл его Эдриен Броуди — актер, заслуживший «Оскара» за картину «Пианист» в 2002-м. Речь свободного уличного художника выглядела в «Пуле» так:
Кстати, Сальвадором Дали он все-таки стал в комедии Вуди Аллена «Полночь в Париже».
9
«Повар, вор, его жена и ее любовник». Кино, которое лучше смотреть на голодный желудок. Питер Гринуэй, режиссер фильма, один из самых интеллектуальных художников артхауса, открывает многоязычный мир, красочный и мрачный, как картины Босха, и лиричный, как поэзия Борхеса. Имена снявшихся в нем актеров новому зрителю мало что скажут, за исключением одного — Тим Рот.
Будущая муза Квентина Тарантино, сыщик, талантливо считывающий язык тела в сериале «Обмани меня», в этом фильме представлен эдаким мальчиком для битья — ограниченным беспринципным болваном, служкой главного злодея с короткими, редкими репликами.
Все эти фильмы отсняты в прошлом веке, каждый из них был культурной ценностью своего времени, того общества, тех поколений. Сегодня мы так же, как и тогда, не обращаем внимания на эпизодических персонажей — они проходят мимо с репликой или без и тут же стираются из памяти. Но через пять, а может быть, десять лет, один из них получит свой «Оскар» за лучшую мужскую или женскую роль, и помнить его будут по фильмам, прославившимся его участием. Для иных такая роль останется лучшим, что он сделал в кино, секундой бесславного триумфа. Но в любом случае все великое начинается с малого.