Страсбургский менестрель
Месье в средневековом костюме с бренчащими сапогами, усыпанными колокольчиками, со множеством татуировок на теле, поющий песни на каком-то неведомом языке, не настолько «древний», как могло показаться.
Родился он 2 ноября 1975 года в небольшой французской деревушке под названием Эго-де-Ландрэ (фр. Égaux de Landrais). Голубоглазого мальчугана Люка с самых ранних лет притягивало все мистическое и необычное: он интересовался средневековьем, театром, поэзией и даже магией. В 10 лет он уже участвует в светозвуковом шоу. Будучи подростком, он погружается в мир панк-рока. Вполне очевидно, что ничего дельного из этого не выходит. Позже его вдруг привлекает фольклор и этническая музыка. Он создает вместе со своим братом Яном группу Chaos Squad, которая распадается в 1995 году. Люка в это время манит все, но не учеба: он проводит много времени за рисованием, потом вдруг у него появляется идея написать фантастический роман о средневековье, затем он начинает сочинять стихи.
Не окончив школу, не получив диплома, полный уверенности юноша пробует себя везде, где только можно: он работает заклинателем огня, манекенщиком и даже мастером пирсинга. В 21 год он открывает в себе необычные вокальные способности и начинает выступать по пабам Страсбурга. Но и эта деятельность длится недолго. Люк всегда прислушивался к себе и делал то, что ему по душе. И встав перед выбором, найти стабильную работу или обрести свободу, он выбрал второе. В 1996 году он бросает свое пение в барах и выходит петь на улицу, для народа, на площади перед кафедральным собором Страсбурга.
Его еще в подростковом возрасте влекли странные и глубокие песнопения и баллады средневековья, которые всегда будили в нем необъяснимые чувства. Именно эту музыку он и начинает играть. Он многое черпает из этих старинных напевов и пропускает через себя. Он смешивает в своей музыке разные стили: и фолк, и этнику, и кельтику. И превращает все это в немного мистическое музыкальное произведение.
Сидит он так на своем табурете и перебирает струны уж больше 17 лет. Местные жители привыкли к экстравагантному трубадуру, видя его каждый день в любую погоду на своем месте перед входом в собор. Кто-то даже приносит ему кофе или чай из ближайших кафе. Но привычный ход вещей изменится для эльзасского менестреля в 2013 году.
Два голоса в одном теле
Может и остался бы Люк Арбогаст простым страсбургским трубадуром, которого знают лишь местные жители, если бы не подался в 2013 году на французский аналог передачи «Голос». В этом шоу, как известно, важен только вокальный талант, ведь самого участника судьи не видят. И именно голос Люка сыграл с судьями, наверно, не самую добрую шутку: он привел жюри в явное замешательство и недоумение, полностью поглотив их своим звучанием.
Увидев музыканта, звездные тренеры удивились еще больше. Ведь перед ними была не женщина (такой вывод напрашивался из-за высокого голоса конкурсанта), а брутальный татуированный мужчина с бородой и пирсингом, увешанный кожаными браслетами.
Феномен Люка Арбогаста — это его возможность петь двумя голосами: своим нормальным «мужским» и высоким «женским» голосом. Люк — контртенор с меццо-сопрано, с голосом, который характерен для прекрасной половины человечества. Его певческие возможности действительно уникальны. Люк — самоучка, и при этом он смог развить свой вокал до такой степени, что с легкостью берет высокие ноты и удерживает их довольно продолжительное время.
Его голос звучит чисто, поражая своей силой и глубиной. Подобного «ангельского» звучания не добьется даже самая титулованная оперная певица: чтобы так петь, надо быть мужчиной. Он виртуозно меняет тональность и переходит с голоса мужского на тонкий голос юной девушки.
http://www.youtube.com/watch?v=aQkp988B25k&spfreload=10&hd=1
Что-то в его пении трогает и завораживает. У кого-то от него мурашки, а у кого-то — слезы. Ведь сам Люк искренне верит в то, о чем сам поет.
Участие страсбургского трубадура во французском шоу «Голос» не прошло бесследно: о нем узнали, о его музыке стали говорить. Словом, он обрел популярность, о которой даже не мог и мечтать. Голос Люка, такой необычный и редкий, привлекает слушателей со всего мира: его альбом «Odysseus» после своего выхода в августе 2013 года занял первые строчки различных французских рейтингов, а вскоре и вовсе стал платиновым.
За выпуском альбомов следует запись клипа к нашумевшему сериалу «Игра престолов».
http://www.youtube.com/watch?v=niRtGwCafR4&spfreload=10&hd=1
Музыка из других веков
Даже став известным, Люк не изменяет себе: он играет все ту же музыку, которую начал исполнять еще 17 лет назад, а именно баллады трубадуров. Его вдохновляет и восхищает средневековье.
По словам самого Люка, именно в это время родились самые красивые мелодии в мире. Он ищет свои тексты в старинных книгах XII–XIII века. Люк с головой окунается в древние манускрипты немецких поэтов, чьи имена нам, наверно, ничего не скажут… А трубадуру, который владеет не только французским, но и немецким языком, их произведения расскажут ни одну увлекательную историю. Баллады современного менестреля Арбогаста, как и произведения музыкантов прошлого, воспевают куртуазную любовь, любовь недоступную и невозможную: это и поклонение Прекрасной даме, и совершение подвигов во имя нее.
Арбогаст не только восхищается возвышенными религиозными произведениями Средних веков, он безмерно любит простые крестьянские напевы и традиции. В этих незатейливых песенках простого народа можно почувствовать какую-то детскую и искреннюю любовь ко всему живому: к цветам, полям, лесам, даже к лягушкам в болоте и к сверчкам в траве.
Каждый, кто хоть раз слышал песни страсбургского менестреля, задавался вопросом, на каком же языке он поет. Язык творчества Люка Арбогаста — это не только язык из древних книг, но и бесконечное смешение слов из разных наречий: где-то можно распознать латынь, где-то услышать окситанский или эльзасский диалект. Французский и немецкий, родные для себя языки, музыкант использует нечасто. Кроме того, в его песнях встречаются слова из арабского, испанского, итальянского. Люк использует слова из разных языков, выбирая их по особенной вибрации, по их звучанию. Благодаря таким поискам у трубадура получаются достаточно мистические произведения — практически старинные заклинания. Одна из его самых любимых композиций — это баллада Maria на провансальском языке.
Чтобы создавать музыку средневековья, нужны соответствующие инструменты. У Люка их аж шесть! Конечно, добыть лютню из XII века у трубадура не получилось, но сделать копии старинных инструментов ему удалось.
Таким образом, у Арбогаста есть цистра — прообраз современной гитары, две ирландские бузуки, мандола и еще два инструмента вроде лютни, для которых в русском языке даже нет точного названия, так как они были известны только в Западной Европе.
Люк, ко всему прочему, не расстается со своими колокольчиками, которые всегда прикреплены к его обуви: с их помощью он создает нужный ритм и держит его на протяжении всей песни.
Стиль музыки Люка Арбогаста очень трудно определить: в нем есть элементы этники, кельтики, григорианского пения, мотивы барокко. Его творчество уносит слушателя в какую-то уникальную и фантастическую вселенную, где живут отважные рыцари и прекрасные принцессы, где стоят вековые замки и таинственные леса. Его песни расскажут и немного жуткую легенду о Жеводанском звере, и романтическую историю о вечной любви. Люк создал свою собственную, загадочную музыку: мужественную и вместе с тем нежную и чувственную.
А все потому, что за татуировками и грозными металлическими украшениями прячется добрая, чувствительная и мечтательная натура. Люк Арбогаст — это такой большой ребенок, который не перестал верить в сказки и который пытается заставить поверить в них других. А кто, если не он? Ведь Арбогаст — последний трубадур планеты.