Любовь подобна прекрасному цветку. Однажды распустившись, она наполняет мир яркими красками и нежным благоуханьем, изгоняя скуку и обнаруживая в буднях перспективу вечности. Но приходит время, когда цветок начинает увядать: страсть охлаждается, а жизнь бывших любовников возвращается в привычное русло.
Пока в мире есть художники и поэты, люди будут верить в вечную любовь, несущую на себе печать бессмертия. Орфей и Эвридика, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта – их любовь не похожа на эфемерный цветок, трепещущий на ветру и медленно увядающий под гнётом времени. Она подобна богатому украшению из драгоценных камней, сохраняющему свой блеск и сияние даже через сотню веков.
Впрочем, для нас – людей XXI века – история о Ромео и Джульетте, не более чем романтическая сказка с трагическим финалом. Если современный художник решается говорить о вечной любви, то, в большинстве случаев, он использует эстетику постмодерна.
На языке постмодерна раскрыл эту тему и японский фотограф Харухико Кавагуши, работающий под творческим псевдонимом Хал (Hal). Подойдя к вопросу сугубо практично, он решил, в буквальном смысле, законсервировать любовь – подобно сарделькам из супермаркета.
Рецепт «вечно свежей любви», по Кавагуши, весьма прост. Берём влюблённую парочку, засовываем её в полиэтиленовый мешок, предназначенный для компактного хранения постельного белья и одежды, тщательно упаковываем и выкачиваем из мешка воздух с помощью обычного пылесоса. Вуаля! Любовный полуфабрикат готов, осталось его только сфотографировать.
Экстравагантный метод, не правда ли? А фотографии Хала с первого взгляда выглядят просто пугающе. Неискушённые зритель может предположить, что перед ним снимки какого-то бесчеловечного эксперимента или, в лучшем случае, – садомазохистских игрищ.
На самом деле, в фотопроекте «Flesh Love» нет ни грана извращения.
Стартовал он ещё в 2011 году и был признан многими авторитетными критиками одним из самых оригинальных фотопроектов последних лет, получив первый приз на фестивале The Art of Photography Show в Сан Диего.
За всё время его существования, в проекте приняло участие около 80 пар. С моделями фотограф знакомится, в основном, в ночных клубах. Съёмки проходят у него дома – в специально оборудованной для этого мини-студии.
В качестве фона Кавагуши использует напольные покрытия разных цветов. В фотосессиях ему ассистирует американская подружка по имени Кэтрин.
Главным техническим средством в каждой фотосессии выступает большой полиэтиленовый мешок для вакуумной упаковки размером 100 x 150 x 74 сантиметров. Двое взрослых людей помещаются в таком мешке только согнувшись в три погибели. Однако по-настоящему тесно в нём становится, когда из мешка выкачивают весь воздух. Хотя тела моделей смазывают лубрикатом, ощущения от закупоренных ноздрей и стянутой кожи трудно назвать приятными.
Впрочем, в полиэтиленовом плену любовники проводят считанные мгновенья. Фотографу требуется всего 10 секунд, чтобы пару раз нажать кнопку спуска затвора.
Хотя и этих мгновений достаточно, чтобы пробудить в особо чувствительных натурах животный страх. По словам Кавагуши, мужчины более склонны к внезапным приступам паники и клаустрофобии.
За три года существования проекта, четыре раза пришлось открывать мешок раньше времени, вторя немым жалобам на недостаток кислорода. Впрочем, серьёзных инцидентов на съёмках до сих пор не было.
В отличие от мужчин, женщины с честью выдерживают испытание вакуумом. Их беспокоит только то, как они будут выглядеть на фотографии.
Между тем, оригинальность проекта «Flesh Love» обеспечивается не только вакуумным мешком. Талант фотографа сказывается и в выборе моделей, среди которых немало ярких личностей и даже откровенных фриков.
Серия включает в себя массу снимков обнажённых моделей, напоминающих иллюстрации к Камасутре.
Позы моделей весьма разнообразны, как и их эмоции. Одни фотографии откровенно чувственны, другие просто забавны, третьи представляют собой свидетельства трогательной нежности.
Большинство любовников так плотно стянуты пластиковой упаковкой, что кажутся одним существом. Именно этого эффекта и добивается Кавагуши. Ведь вакуумный пакет – это не только символ «вечной свежести», но и средство, позволяющее, в буквальном смысле, слить тела влюблённых в единое целое.
Когда смотришь на этих многоруких, многоногих существ с двумя головами, невольно вспоминается легенда о мифический андрогинах, рассказанная Платоном в его знаменитом «Пире». Эти сказочные существа жили на заре веков и соперничали в могуществе с богами. В последствии Зевс разделил каждого андрогина надвое, дав начало мужскому и женскому роду. С тех пор каждый человек непрестанно ищет свою половинку и бывает полностью счастлив, только найдя её.
Похоже, Харухико Кавагуши удалось вернуть целостность этим древним существам благодаря простой вакуумной упаковке.