иллюстрации

Лики вселенной Александра Краснова

Проект «Россия в Эрарте» позволил не только увидеть целостность развития современного российского искусства, но и открыть массу новых (для петербургского зрителя) имен. В мае 2014 года открылась одна из выставок цикла — «Красноярские столпы». Она объединила множество достойных авторов, один из которых — Александр Краснов.

alexander-krasnov

Искусство есть способ познания мира, образное освоение действительности, однако не ее имитация. Уход от изображения правды жизни дает гораздо больше возможностей для воплощения сложнейших идей, которые чаще всего носят абстрактный характер. Что есть Бог? Зачем человек приходит в этот мир и куда он уходит, покидая его? Копирование действительности не может дать ответов на вопросы, лежащие за ее пределами. Проникнуть в их суть человек способен лишь силой своего разума и воображения. Воображение, кроме того, что это один из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, еще и главный инструмент художника, помогающий проникать в абстрактные сущности и наглядно их визуализировать.

Даже если мастер работает в реалистическом направлении, его произведения не лишены определенной условности. И в этом случае отказ обращаться к изображению «правды жизни» наиболее честный ход, это еще одна ступень в лестнице условности, по которой движется художник, подбираясь все ближе к искусству глобальной метафоры.

alexander-krasnov

«Привет из цветного мира»

Тема космоса увлекала художника с самого детства, в его ранних рисунках можно встретить космические корабли, инопланетных существ, ироничные размышления о судьбе нашей планеты. Это увлечение не исчезло с возрастом, даже будучи студентом Красноярского художественного училища, Краснов дополнял классические пейзажи образами летающих тарелок. Всплеск интереса к возможностям существования внеземных цивилизаций, устройству мира и вселенной породили научные открытия в сфере освоения космоса, а также расцвет научной фантастики, которую Краснов многократно иллюстрировал.

alexander-krasnov

Рисунок ранних лет

Из мастеров мировой живописи на Краснова оказал сильное влияние Иероним Босх, которого Краснов считает своим наставником, однако последователем его творчества он не стал. Произведения Краснова сильно отличаются от произведений Босха, однако сам творческий метод этих мастеров во многом схож. Босх был одним из первых художников, творчество которых базировалось на полной свободе воображения. Именно это качество стало определяющим и для Краснова, который стал выдумывать собственные миры.

alexander-krasnov

«Мастерство игры на неизвестном инструменте»

Визуальный язык Краснова характеризуется использованием наглядных, почти гиперреалистических образов вымышленных внеземных существ. Краснов использует яркие насыщенные цвета, прорабатывает изображение с удивительной детализацией, таким образом оживляя его, заставляет зрителя поверить в существование изображенного.

alexander-krasnov

«Солнце на охоте»

Содержание большинства произведений Краснова лежит на поверхности, в качестве примера можно привести работу «Солнце на охоте». В произведении визуализировано понятие солнечного удара через персонификацию и придание антропоморфной формы Солнцу. Солнце аллегорически представлено в виде человекоподобного существа, охотящегося на неосторожных людей, отдыхающих на пляже. Это связано с мифологизмом в творчестве Краснова, выраженном в персонификации природных явлений. Так и многие другие его произведения не отличаются сложностью содержания, однако это не минус, а скорее специфика его творчества. Задача большинства произведений Краснова — показать возможности существования множества миров во Вселенной, поэтому художника интересуют в первую очередь проработка деталей этих миров и существ, которые их населяют. Краснов работает над формой, оттачивает изобразительную правдоподобность, а содержательная сторона многих произведений воспринимается в контексте всего творчества, как некий фрагмент целостной модели мира, созданной художником.

alexander-krasnov

«Сошедший с ума»

В творчестве Краснова есть и концептуальные работы, затрагивающие вопросы будущего человечества, божественного творения, структуры Вселенной, взаимосвязи макро- и микромира, возможности визуализации бесконечности. Эта философская грань творчества раскрывает художника не просто как фантазера, но истинного исследователя, ищущего ответы на главные вопросы «о жизни, вселенной и всего такого».

Так, в произведении «Сошедший с ума» Краснов изображает мир таким, каким видит его сошедший с ума человек, мир, который его окружает, где пространство наполнено ожившими страхами. Человек никогда не бывает один, его всюду преследуют не только призраки собственной жизни и прошлого, но и первобытные страхи, лежащие глубоко в подсознании. «У каждого из нас свои гости», — рассуждает герой книги Станислава Лема «Солярис». Так и в произведении Краснова — «гости» всегда рядом.

Еще более загадочное произведение — «Фантазии андроида». Андроид воссоздает не только естественное устройство мира, где выделяет природную структуру, но и аспекты социального устройства: он наделяет человека оружием, а одного из людей знаками отличия — шапкой и украшениями. Но ради чего андроид создает этот макет? На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа, и зависят они от допущения или недопущения идеи того, что у робота есть сознание.

alexander-krasnov

«Фантазии андроида»

Первое возможное объяснение, если допустить, что робот может иметь сознание, а следовательно, и способность к фантазированию — это желание быть включенным в эту модель естественных, настоящих отношений, быть частью настоящего живого мира. Робот осознает свое отличие от человека, несмотря на внешнее подобие, и потому стремится понять мир людей, их отношения через создание такого макета.

Так как в произведении не представлен мир людей, второй версией может быть предположение, что человеческий мир уже вовсе не существует. Место человека заняли андроиды — человекоподобные роботы, один из которых по оставшимся артефактам существования человечества пытается воссоздать модель его мироустройства. При этом если у робота отсутствует сознание, эта модель есть не что иное, как механическое воспроизведение фактов, которые для андроида не несут никакой семантической нагрузки.

alexander-krasnov

«Чужой»

Во Вселенной Краснова существует бесчисленное множество разных миров, которые населяют непохожие на людей существа. Краснов часто ставит зрителя на место стороннего наблюдателя за своим собственным миром, показывая этим, что наш мир — не единственно возможный. Персонажи Краснова никогда не вызывают страха или отвращения, его миры никогда не бывают враждебными нашему в отличие от распространенной в научной фантастике идеи враждебного космоса. Его картины — это возможность понять что-то не только о мире, но и о нас самих.