Вдохновение

Левиафаны российского кино

Главный киноконкурс страны «Кинотавр» прошел в Сочи с 1 по 8 июня. За 25 лет существования фестиваля менялись площадки и лица, сюжеты кинолент, менялся состав жюри. Поколения талантливейших кинематографистов прошли школу «Кинотавра», оставив памятный след в российском и европейском кино. Множество споров вокруг участников и картин никогда не давали потерять интерес к фестивалю. Ведь на важнейшем полигоне состязания российских кинолент в течение четверти века отмечают знаком качества лучших, непрерывно формируя стержень русского кинематографа.

kinotavr

Жюри XXV «Кинотавра» во главе с Андреем Звягинцевым выделило лучших, наметив дальнейшее направление развития кинопроцесса в России. Выделило лучших кинематографистов, которые «зрят в корень» и знают, что волнует общество сегодня.
14 картин, представленных в основном конкурсе, отличает жанровое разнообразие: тут и мокьюментари, и артхаус, и документальное кино. Многие авторы – дебютанты, больше половины – женщины-режиссеры. Каждая лента уже вошла в историю, как фестивального кино, так и современного отечественного кинематографа.

Кадр из фильма-победителя «Испытание» реж. Александр Котт

kinotavr

Главный приз кинофестиваля достался Александру Котту. Его лента «Испытание» — история любви без слов. Действие фильма разворачивается на Семипалатинском полигоне – это мгновение перед испытаниями водородной бомбы. Автор «Брестской крепости» одной кинокартиной говорит о самых важных вещах. Поэтика «Испытания» проста — это закаты степи Казахстана, одинокие деревья и игра теней. Немая и изящная простота принесла оператору Левану Капанадзе приз «За лучшую операторскую работу».

Кадр из фильма «Звезда» Анны Меликян

kinotavr

Приз за лучшую режиссуру получила Анна Меликян с фильмом «Звезда». Анну признали одним из самых перспективных режиссеров мира, когда она заявила о себе фильмом «Русалка» (был выдвинут на премию Оскар в 2007 году). Картина «Звезда» рассказывает о начинающей актрисе Маше, которая мечтает о фигуре супермодели. Но работа её намного проще – она следит за стариком, который десять лет не покидал дом. Особая атмосфера картины и узнаваемый почерк Анны Меликян зацепили жюри «Кинотавра», а значит, будем смотреть.
К слову, Анна Меликян стала лауреатом конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» с прекрасной короткометражкой «Про любовь 2».

Кадр из фильма «Класс коррекции» Ивана Твердовского

kinotavr

«Класс коррекции» Ивана Твердовского получил приз за лучший дебют и приз жюри кинопрокатчиков. Тема первой любви и прощания с юностью заняла особое место на фестивале. Это история о детях – инвалидах, которых по разным причинам определили в класс коррекции. Новенькая Лена в инвалидном кресле понравилась сразу нескольким одноклассникам. Они носят её на руках, ныряют под поезда, но Лена выбирает одного единственного. Другие решают отомстить. Иван Твердовский незаурядно поднимает социальные и философские мотивы, сначала пугает жестокостью, потом удивляет финалом.

kinotavr

 

В апреле Госдумой был принят закон, запрещающий использование мата в произведениях искусства. Нужно ли с экрана ругаться матом? В последнее время фактически ни один русский фильм не обходится без крепкого словца. Животрепещущая тема на «Кинотавре» 2014 года обсуждалась ни раз. В целом, определили, если необходимо, то можно. Отразить жизнь во всех её проявлениях нельзя без естественной составляющей, а значит, без мата не обойтись. Тем не менее, вопрос контекста, обоснованности и взвешенности использования не теряет своей актуальности.

Если необходимо, то можно. Если в этом есть художественная задача, то да. Но, вообще, что вы меня спрашиваете? Теперь уже нельзя ругаться матом, — Анна Меликян.

Прокатчики озабочены судьбой фильмов с нецензурной лексикой: кто-то переозвучивает ленты, кто-то «запикивает» мат, кто-то монтирует фильм в двух версиях, а кто-то надеется на лучшее. Андрей Звгягинцев, например, убирать мат из «Левиафана» не собирается. Продюсер картины Александр Роднянский добавляет, что мат был необходим для создания образов.

Кадр из фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

kinotavr

Премьера картины состоялась на Каннском фестивале, также «Левиафан» был представлен в Сочи как фильм-закрытие. Сочетание «звягинцевой» политической сатиры и любовной драмы ждали многие.

Кадр из фильма «Левиафан»

kinotavr

Киноинтерпритация библейского сюжета оказалась на злобу дня. В Библии бесстрастный Левиафан, морское чудище, ждет, когда Иов, лишаемый всего самого ценного на земле, возропщет. Так в фильме Звягинцева параллелью проходят образы Левиафана и самой современной жизни со всей её несправедливостью. Главный герой Николай, в исполнении Алексея Серебрякова, живет в небольшом домике близ Баренцева моря. Мэр города (Роман Мадянов) конфискует имущество Николая – дом и землю под элитное строительство. Что ему остается? Пить и искать компромат на продажного мэра со старым другом (Владимир Вдовиченков).
Жестокая коррумпированная судебная система, беспощадная бюрократическая машина с тупоголовыми побегушками, страсть, возникшая между женой героя (Елена Лядова) и его другом – все это жизнь, словно Левиафан, испытывающий Иова.

Кадр из фильма «Левиафан»

kinotavr

Мир героя рушится в каждом кадре. «Ну и где твой Бог?» — спрашивает он у священника в финале фильма. Безысходность его человеческой трагедии оставляет на экране почерневшие берега, заснеженные холмы и скелет кита, так, словно ничего и не было, и его самого не было.
«Левиафан» получил приз в Каннах за лучший сценарий. По мнению кинокритиков, это европейское кино в русских реалиях – идеальная чистота кадра, игра актеров, атмосфера и отсылка к библейским сюжетам и мифологии. Одновременно и дарма, и сатира, и комедия – абсолютно разноплановый «Левиафан» стал событием на закрытии «Кинотавра».

Кадр из фильма «Левиафан»

kinotavr

«Левиафан» продолжает радовать публику кинофестивалей, а прокатное будущее остается под вопросом. Из-за изрядного количества ненормативной лексики в фильме, вероятно, авторы могут не получить прокатное удостоверение в России. Однако картина привлекает внимание. Права уже проданы в США, Австрию, Новую Зеландию, Испанию, Бразилию, Португалию и другие страны, что интересно, мат вырезать никто не собирается. Прокатная премьера назначена на 24 сентября.
В целом на вопрос: «О чем фильм?» — ответ прост: «о России». Русская книга бытия «про здесь и сейчас». Николай не становится Иовой, он выброшенный на берег кит, белеющий костями, огромный, в ожидании смерти.