Бронзит: ученик, творец, учитель
Ученик
Константину Эдуардовичу 50 лет. На его счету более сотни наград, опыт учебы у таких мастеров, как Фёдор Хитрук и Александр Татарский, опыт преподавателя и две номинации на «Оскар». Читать интервью с ним — одно удовольствие! Живая речь, полная самоиронии. Воистину говорят об аниматорах, что все они сказочники, которые не взрослеют.
Бронзит — ленинградец (петербуржец). После окончания художественной школы, он какое-то время работал художником-аниматором на студии «Леннаучфильм», затем окончил факультет дизайна легендарной петербургской «Мухи» и, наконец, в середине 90-х — отделение режиссуры анимационного кино Высших режиссёрских курсах при ВГИКе. Обучался он в мастерской Хитрука и вспоминает его как прекрасного, гениального и строго учителя: «В деле он был беспощаден. Я это испытал на себе».
Фёдор Савельевич Хитрук
Второй легендарный учитель Бронзита — Александр Татарский, с которым он работал на студии «Пилот».
Александр Татарский и Константин Бронзит
Фото студии «Пилот» — как создаются пластилиновые мультфильмы
Кадр из культового мультфильма Татарского — «Пластилиновая ворона»
Творец
Именно на «Пилоте» вышли анимационные ленты, которые принесли Бронзиту первую славу: в 1995 году выходят его мультфильмы «Switchcraft» и «Пустышка». На «Пилоте» Бронзит работал сценаристом, аниматором и режиссером.
Кадры из мульфильма Бронзита «Switchcraft»
Через несколько лет, после работы ещё на одной студии, Константин какое-то время жил и работал во Франции. Именно там, на студии «Фолимаж», выходит его лента «На краю земли». Только за первые два года фильм был удостоен около 70 призов на кинофестивалях и конкурсах!
Кадр из мультфильма «На краю земли»
Но русский аниматор достаточно быстро возвращается на Родину. С начала двухтысячных Бронзит был художественным руководителем на петербуржской студии «Мельница», где работал над полнометражными мультфильмами «Карлик нос» и «Приключения в Изумрудном городе» как художественный руководитель.
Студия «Мельница», желтая шестирукавная рубаха в раме – талисман от Константина Бронзита
В мультипликационном цикле «Гора самоцветов» выходит следующая короткометражная история Бронзита — «Кот и лиса».
Кадр из мульфильма «Кот и лиса»
В том же году выходит полнометражный «коммерческий» мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», благодаря которому имя Константина Бронзита стало известно широкому кругу зрителей по всему миру.
Алеша Попович
И снова эта удивительная самокритичность и самоирония мастера:
На вопрос, мог бы он целиком уйти в коммерческую анимацию, Константин Эдуардович отвечает не менее весело и достойно: мог бы, ведь анимация — это его жизнь и его профессия. Жалеет только об одном, о том, что в сутках всего 24 часа, время беспощадно, и очень важно суметь при таком ритме правильно расставить приоритеты, вот и выбирает он своё, как он говорит, «маленькое кино» — добрые, смешные и грустные короткометражки о том, что принято называть вечным. И признание не заставляет себя ждать, происходит первая номинация режиссера на «Оскар» за его простую и трогательную «Туалетную историю любви» в 2009 году.
Кадры из мультфильма «Туалетная история любви»
Учитель
В общей сложности Константин Бронзит провел в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения почти десять лет. Вел мастерскую и даже был какое-то время заведующим кафедрой анимации. Счастье длилось недолго — Бронзит ушел из университета несколько лет назад, в 2012 году. Бронзит сказал в интервью по окончанию международного фестиваля «КРОК»:
Эти два диплома — анимационный фильм «Морошка» Полины Степановой и фильм Ришата Гильметдинова «Закон жизни», 8-минутная экранизация Джека Лондона.
Ришат Гильметдинов «Закон жизни»
Разочаровали мастера и сами студенты. Ведь делать хорошие истории можно было бы не «при помощи», а «вопреки», «несмотря на», но — увы, нет:
Несмотря на не очень позитивное завершение своего «преподавательского» этапа, Константин Бронзит открыт для консультаций, и к нему может обратиться любой начинающий аниматор. Благо современные технологии позволяют связаться с мастером посредством, например, тех же соцсетей. Бронзит искренне ощущает своим долгом посмотреть такого человека.
«Оскар» всё ближе
Изначально Константину Бронзиту приснился кадр из его нового фильма. А дальше началась работа, которая заняла почти 5 лет! На его создание ушло 8 миллионов рублей, трижды режиссер и его команда обращались за финансовой поддержкой в Минкульт, и только на четвертый раз все-таки получили материальную помощь, также команде помогли Роскино и компания «Аэрофлот». И сейчас, ещё до «Оскара», мультфильм «Мы не можем жить без космоса» заработал 63 международные награды!
Но почему же Бронзит призывает не распространять и даже запрещает свой мультфильм? Причины у него на это есть, и очень весомые. Во-первых, права на картину не у режиссера:
Константин Бронзит
Во-вторых, увы, но именно просмотры в интернете могут лишить Бронзита и всю нашу страну заветного «Оскара»! Ведь по правилам Киноакадемии картины, попавшие в любой открытый доступ, снимаются с программы фестивалей! Это проверенная официальная информация, которая записана в правилах подачи заявок на «Оскар». За всю историю существования «Оскара» наша страна получала статуэтку всего 6 раз, в том числе и один раз приз достался России за анимацию картины «Старик и море» Александра Петрова.
Мы не можем жить без космоса
Почему же анимационный фильм о космосе на самом деле оказывается пронзительной притчей о человеке? Как в 15-минутный метраж уместился резкий разворот сюжета от комедии до драмы, полной не только трагизма, но и символизма? И всё это как высшее мастерство художника-аниматора снято на универсальном интернациональном языке — через изображение и пластику без единого слова! Только легендарная композиция «Время: вперед!» Георгия Свиридова и фортепианные мелодии композитора Василия Васенкова, уже работавшего с Бронзитом на многих его анимационных лентах.
Понятие «космос» здесь столь метафорично и многогранно, что применимо даже к самому создателю картины. «Жанр драмы для мультипликации практически неподъемен. Я вступил на страшное минное поле… Мне всегда было интересно ступать в неведомое», — комментировал когда-то Бронзит начало своей работы над мультфильмом.
Сейчас и кинокритики, и зрители-киноманы наперебой сравнивают «космос» Бронзита и «космос» остальных произведений той же тематики последних лет, от русских «Бумажного солдата» и «Космоса как предчувствие», до «Гравитации» и «Интерстеллара». От невольной аналогии с последним действительно сложно отказаться: и от чисто физических – и там, и там космонавты и их полет. Наиболее внятно провел параллель между фильмами прекрасный кинокритик Антон Долин:
Кадр из мультфильма «Мы не можем жить без космоса»
Трогательный финал «Мы не можем жить без космоса» одновременно может и озадачить, и шокировать, и дать надежду. Точное сравнение одного из тех русских зрителей, кому удалось посмотреть ленту: «Та грань, которая отделяет реальность от мира грез, — возможность снова воссоединиться, разрушить все правила реальной жизни, выдавая поистине противоречивую и поддающуюся разным трактовкам концовку».
Кадр из мультфильма «Мы не можем жить без космоса»
А так, в сущности, простая история двух космонавтов, которые дружили с самого детства и вместе шли к своей мечте о полете в космос. Только если учитывать сложность поставленной задачи, рассказать историю не на полтора часа хронометража полного метра, а за 15 минут анимации, справиться с ней было ещё сложнее. В таких условиях каждый образ становится символом, будь то скафандр как капсула, в которой добровольно заперт герой, или прыжок вверх (выше головы не прыгнешь?), погружение в бездну космоса — расстояние, безразличие людей, у которых вместо имен лишь цифры. Холодная полярная ночь вокруг, прекрасная профессиональнейшая прорисовка пейзажных планов. Если понимать здешний космос Бронзита как дружбу, как единство, как мечту, мы не можем жить без космоса, совсем не можем.
Кадр из мультфильма «Мы не можем жить без космоса»
И снова возникает параллель с «Интерстелларом», в котором неоднократно звучат бессмертные строки из Дилана Томаса:
Не уходи покорно в мрак ночной,
Пусть ярой будет старость под закат:
Гневись, гневись, что гаснет свет земной.
Пусть мудрецы строкою огневой
Небес темнеющих не озарят —
Не уходи покорно в мрак ночной.
Кадр из мультфильма «Мы не можем жить без космоса»
В 2009 году Константин Эдуардович Бронзит уже был номинирован на премию «Оскар». Это вторая попытка взять одну из важнейших кинонаград мира. И не важно, получит он её или нет, он уже получил высшее признание — любовь и благодарность на кинофестивалях и пусть даже по запрещенному распространению в интернете, о чем говорит множество восторженных отзывов и рецензий, наполненных любовью и благодарностью к режиссеру.