видео

Космическая опера: фантастика, где никто не поёт

«Звездные войны», «Аватар», «Пятый элемент» «Автостопом по галактике», «Доктор кто», «Звёздный путь» — все смотрели эти фильмы или слышали о них. Действие на самом деле происходит в космосе, но при чем тут опера?

kosmoopera

Возьмём словарь Ожегова и посмотрим определение слова «опера». «Опера — это музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра». Но ни в «Звёздных войнах», ни в «Аватаре» никто не поёт ни в сопровождении оркестра, ни без него! Ещё опера — это веб-браузер для работы в интернете («Opera»). И тоже — нет.

На самом деле красивое и романтическое словосочетание «космическая опера» появилось как ирония и чуть ли не насмешка. Впервые употребил его американский писатель и литературный критик Уилсон Такер в 1941 году в отношении научной фантастики, которая, по его мнению, казалась уж совсем бредовой (в отличие от его собственной литературы, на его взгляд). Употребил он его в значении «беллетристика», «не литература» по аналогии с «мыльной оперой». Также существует ещё одна «опера» — лошадиная. Лошадиными операми называют подростковые сериалы-вестерны.

kosmoopera

Уилсон Такер

Несмотря на издевательский тон и иронию Уилсона Такера, термин прижился и со временем стал официальным, а космоопера со времен сороковых окрепла, развилась и к нашему времени стала самым популярным после фэнтези поджанром фантастики как в кино, так и в литературе. Масштабы действий и событий ограничены только понятием «космос» и фантазией авторов. Никакой логики и научного обоснования происходящего никто не придерживается в пользу масштабности происходящего.

Антураж при таком раскладе мало того, что экзотичный, он к тому же ещё достаточно условный. Какая-то планета, какая-то галактика. Откуда там кислород? Почему все жители говорят по-английски и прекрасно при этом друг друга понимают? Для космооперы это не важно. Персонажи космоопер зачастую подчёркнуто героичны (ведь чаще всего им приходится иметь дело со злом галактического и вселенского масштаба). Они могут быть капитанами звездных кораблей (Хан Соло в «Звездных войнах», Доктор в «Докторе Кто», капитан Спок в «Стартреке»), воинами-джедаями или одиночками, спасающими вселенную, например Кобрен Даллас (Брюс Уиллис) в «Пятом элементе» или Риддик.

Секрет успеха

В случае космоопер всем знакомые и родные ситуации с их конфликтами и действиями переносятся в другой антураж. Космос, который для человечества в реальной жизни является всё ещё пустым, холодным и непонятным, здесь освоен, населен всякой экзотической жизнью, и это очень интересно.

Здесь никто не думает, как именно работает бластер или лазерный меч, на всех планетах есть кислород, а жители вселенной говорят на общем языке. И, несмотря на то, что герои находятся в космосе, решают они вполне земные, всем нам знакомые проблемы.

kosmoopera

Битва на лазерных мечах в «Звездных войнах»

Заменяем обычную войну на войну с чудовищами («Чужой», «Хищник», «Звездный десант») или клонами («Звездные войны»). Делаем комедию не про людей, а про милых пришельцев или роботов («Автостопом по галактике»), ковбоям выдаём по звездолету («Доктор Кто», «Миссия Серенити»), а индейцев, которых хотят перебить узурпаторы переселяем на другую планету («Аватар»).

Получается, с одной стороны, что мы можем достаточно легко представить себя на месте героя из-за всем знакомых и привычных ситуаций и сюжетов, а с другой — получить интересный нереальный опыт, ведь ситуация происходит на другой планете/галактике/вселенной. Отключив при этом обычную дотошность и сухость классической научной фантастики, где в пользу правдоподобности и реальности происходящего никто не летает со скоростью света и не стреляет из бластеров.

Вроде бы и бредятина, но ведь фильмы для взрослой аудитории. И смотрят их на полном серьёзе, крутят в кинотеатрах, снимают целые сериалы. Получается, нам вполне себе официально разрешается впасть в детство и почувствовать себя космическим ковбоем, спасающим мир, без опаски выглядеть при этом смешным. Вот он, секрет успеха и живучести космоопер.

kosmoopera

Школьный кружок «Юный падаван», Республика Чили

Рассмотрим несколько космоопер различных по тематике и «степени серьезности». А кинокосмоопер на данный момент снято такое количество, что каждый может найти в этом жанре что-то по душе.

Брюс Уиллис спасает Вселенную

На момент выхода «Пятого элемента», 1997 год, это был фильм с самыми дорогими спецэффектами в мире и самый высокобюджетный, снятый не в Голливуде (а во Франции).

kosmoopera

Земля будущего по версии Люка Бессона

Философская притча о том, что все первичные мировые материи связывает пятый элемент — любовь, превратилась в захватывающую космооперу с элементами комедии.

2263 год. Земля, на которую со стремительной скоростью несется астероид с Абсолютным Злом, суровый «крепкий орешек» Корбен Даллас, глуповатые инопланетяне мангалоры, совсем уж придурочный Руби Род в исполнении Криса Такера. И конечно, прекрасная Лилу, воплощение пятой стихии в исполнении Милы Йовович.

kosmoopera

Корбен Даллас и мангалоры

kosmoopera

Руби Род ведет радиоэфир во время конца света

kosmoopera

Лилу показывает мультипаспорт

В этой космической опере действительно поют. Вернее, там есть одна песня, зато какая. Часть арии Плавы Лагуны спета не человеческим голосом, а создана на компьютере. Для человека исполнение этой партии практически невозможно. Эта ария под названием «O giusto cielo!» была взята из оперы «Лючия ди Ламмермур» композитора Г. Доницетти.

Звездный десант

Вышедший в том же году, что и «Пятый элемент», этот фильм Пола Верховена имел куда более скромный бюджет, но при этом не меньший размах. Поэтому часть декораций переделали из декораций фильма «Вспомнить всё», а взрывы в Буэнос-Айресе были смонтировали из кадров реального пожара в Оклед-Хилл в октябре 1991 года.

kosmoopera

Кадр из фильма «Звездный десант»

Если в «Звездных войнах» солдаты сражаются с клонами, то здесь война идет с гигантскими жуками-арахнидами. На самом деле это делается не только ради эффектного зрелища и разнообразия военных фильмов — по правилам киноиндустрии показывать насилие и убийства на экране надо с оговорками. Одно дело смотреть сцены убийства жуков и роботов, другое — наблюдать за тем, как люди убивают людей.

kosmoopera

Кадр из фильма «Звездный десант»

«Звездный десант» — космоопера серьезная и антивоенная, как и её литературный оригинал, роман Роберта Ханлайна.

kosmoopera

Кадр из фильма «Звездный десант»

Автостопом по галактике

Эта экранизация произведения Дугласа Адамса о приключениях заурядного англичанина Артура Дэнта, волей судьбы спасшегося в последний момент с уничтожающейся Земли (её было решено снести, чтобы проложить межзвездное шоссе), высмеивает штампы и каноны кинофантастики во всех возможных вариациях. Полотенца используются не по назначению, страшного вида инопланетные монстры пишут самые бездарные стихи во Вселенной и с удовольствием их декламируют. А робот Марвин страдает маниакально-депрессивным расстройством.

kosmoopera

Космические монстры-поэты

kosmoopera

Марвин робот, страдающий депрессией

Одна из главных находок «Автостопом по галактике», это ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего вообще», должна была решить все проблемы Вселенной. Ответ был получен в результате семи с половиной миллионов лет непрерывных вычислений на специально созданном компьютере «Думателе». По утверждению компьютера, ответ был несколько раз проверен на правильность, но он может всех огорчить. Ответ был «42».

Пандорум: одна из самых страшных космических опер

Этот фильм относится к поджанру космооперы «Затерянный ковчег» (место действия — затерянный в космосе огромный корабль, перспектив на спасение нет).

kosmoopera

Космический корабль место действия «Пандорума»

Эта идея основана на вполне реальном и теоретически спроектированном в нашем мире корабле поколений — специальном звездолете типа «межзвездного ковчега». Такие корабли движутся с очень медленной скоростью и могут находиться в пути многие сотни и чуть ли не тысячи лет. Это такая большая космическая станция. Первые обитатели такого корабля за время полета успевают состариться и умереть, а путешествие будет продолжаться их потомками. Реально существующим проектом подобного корабля является «Колония О’Нейла» — разработали его ещё в 80-х годах в Принстоне.

kosmoopera

Иллюстрация проекта О’Нейла в советской книге

Пока что он так и остаётся нереализованным, в основном из-за своей дороговизны: на момент 80-х для постройки такой станции требовалось свыше ста миллиардов долларов).

kosmoopera

Космическая станция О’Нейла вид внутри

Создатели «Пандорума» не единственные, кто использовал тему космических поселений и фантазии на тему корабля поколений. Проект О’Нейла, например, весьма точно воспроизведен на экране в фантастическом фильме «Элизиум» 2014 года.

Но «Пандорум», являясь всё же космооперой, сконцентрирован отнюдь не на технической стороне вопроса. С первых минут фильма мы вместе с героями погружаемся в прилагаемые обстоятельства: огромный космический корабль, старый и еле-еле функционирующий (нужно добраться до генератора и перезапустить его). Сколько времени длится полёт, куда они летят, сколько человек на корабле и что вообще происходит? Ни зритель, ни выжившие герои не знают.

kosmoopera

Кадр из фильма «Пандорум»

Темнота в космосе, темнота на корабле. И то ли правдивая, то ли нет история о пандоруме — так в космосе называют сумасшествие. Далее по фильму много всего страшного и неожиданная развязка.

kosmoopera

Кадр из фильма «Пандорум»

Покахонтас в космосе

Если «Пандорум» — пример космооперы о затерянном ковчеге, то «Аватар», пожалуй, наиболее яркий представитель «Планетарного романса» (поджанр космооперы, где действие ограничивается одной планетой).

На далекой и прекрасной планете Пандора находится база землян. Туда-то и отправляется главный герой, бывший морской пехотинец, и оказывается втянутым в войну за Пандору. Земляне здесь представлены в роли злых оккупантов, народ Пандоры в роли жертв, подлежащих истреблению со стороны землян с целью последующей колонизации планеты. А дальше начинается сюжет диснеевского мультфильма «Покахонтес». Здесь все признаки классической космической оперы налицо: и чудо-технологии, и конфликт добра со злом, и подчеркнуто героические персонажи, и история любви.

kosmoopera

Сигурни Уивер в роли жительницы Пандоры

Кто такой Доктор Кто?

Английский телесериал «Доктор Кто» внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный и самый успешный научно-фантастический сериал в мире. В общей сложности он выходит с 1963 года. На данный момент отснято 813 серий, 34 сезона и один полнометражный фильм. При этом эта космоопера была номинирована на 315 различных премий и получила 169 из них.

Главный герой — инопланетный путешественник во времени по имени Доктор. Можно назвать эту космооперу космическим вестерном. У Доктора есть космический корабль, машина ТАРДИС (аббревиатура от Time And Relative Dimension In Space — время и относительное измерение космоса). Корабль, будучи живым существом, рос на родной планете повелителей времени, пока эту планету не уничтожили. Корабль может доставить своих пассажиров в любую точку времени и пространства, принимая при этом любую форму для мимикрии, но однажды этот механизм был сломан, и теперь ТАРДИС Доктора всегда снаружи выглядит как полицейская будка образца 1963 года.

В честь 50-летия сериала в Новой Зеландии была выпущена монета с изображением этого замечательного космического корабля. В главном лондонском аэропорту Хитроу установлен памятник ТАРДИС, а на картах «Карты Google» есть возможность посмотреть внутренности копии ТАРДИС, стоящей в Лондоне. На данный момент роль Доктора исполнили 14 актёров.

kosmoopera

Памятник космическому кораблю Доктора Кто в аэропорту Хитроу, 2013

kosmoopera

Доктора — с 1963 по 2014

Пока космос остаётся для нас всё ещё пустым, неизученным, пугающим и при этом манящим, мы можем превращать его в место действия наших фантазий, придумывать целые миры и жить в них, спасаясь от унылой реальности. Главное в этом деле — не заиграться.