видео

Киносказки для взрослых: фантасмагория в кино

Кино — искусство визуальное. И при помощи современных спецэффектов и анимации даёт возможности создавать самые нереальные пейзажи, цветовые сочетания и причудливые образы. Вспомним трёх современных режиссеров, специализирующихся на киносказках для взрослых: француза Мишеля Гондри, американца Уэса Андерсона и главного индуса Голливуда — Тарсема Синха. Объединяет этих режиссеров ещё и то, что они создают свои удивительные киномиры фактически без использования компьютерных спецэффектов.

kino

Мишель Гондри

Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов. Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».

kino

Мишель Гондри

Мишель эксцентричен, как и его фильмы. В 2006 году он разместил на сайте YouTube ролик «Мишель Гондри решает кубик Рубика ногами», и на видео он действительно складывает решение большими пальцами ног. Он никогда не расстаётся с карманным цифровым фотоаппаратом-мыльницей.

kino
kino

Мишель Гондри на Берлинском кинофествале

Его маленький сын Пол рисует комиксы, и Мишель упоминал в интервью о том, что собирается в будущем снять фильм по мотивам рисунков сына.

kino

Гондри и его сын Пол

Вечное сияние чистого разума

Идея истории родилась у режиссера во время разговора с актёром Пьером Бисмутом, который сказал: «Ранним утром вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание: тот, кого вы знали, только что стёр вас из памяти».

kino

Кадр из фильма. Процесс стирания памяти

Название фильма — это цитата из поэмы 1717 года Александра Поупа «Элоиза Абеляру». Четверостишие цитируется в фильме.

Чудесен жребий девственниц земных —
Забыты миром, мир забыл про них!
Сиянье вечно чистого ума.
Молитвы приняты — загадка решена!

(перевод Антона Скоробогатова).

Почти все спецэффекты в «Вечном сиянии чистого разума» были созданы без компьютера. Ещё снимая рекламные клипы, Мишель Гондри самостоятельно придумал и разработал определенную систему управления видеокамерами. Во время съёмок фильма он находился вне съёмочной площадки, сбоку от неё, и отслеживал изображение с камер, через наушники отдавая команды операторам. Актёрам было разрешено импровизировать. Например, в одной из сцен, где Клементина (героиня Кейт Уинслет) исчезает, Джим Керри, исполнитель роли Джоела, ничего об этом не знал и действительно испугался. Отснятые дубли вошли в фильм. Во время сцены на уличном параде (тоже, кстати, незапланированной) журналисты увидели Джима Керри и попытались взять у него интервью. В этой сцене можно услышать возгласы из толпы «Поговори со мной».

kino

Тот самый незапланированный кадр. Журналисты пытаются взять интервью у Джима Керри

Кроме прекрасного саундтрека Гондри ввел в фильме ещё один приём, когда герои общаются, звучит музыка. Когда в разговоре пауза, музыка смолкает. Хотя обычно в кино этот приём используется с точностью наоборот.

kino

Пожалуй, этот кадр знают все

Наука сна

Если в «Вечном сиянии» герой восстанавливает внутри своей памяти те воспоминания, которые могут вот-вот исчезнуть и время оборачивается вспять, от финала к знакомству и началу отношений Джоэла и Клементины, то в ещё одном своём фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их. Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина:«Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью. Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»

kino

Кадр из фильма

Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, — это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей — тоже часть биографии режиссера. Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение».

kino

Кадр из фильма

Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском. Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.

 Пена дней

kino

Кадр из фильма. Эксцентричная свадьба героев

Этот фильм — экранизация романа Бориса Виана. И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима.

kino
kino

Кадр из фильма. Свидание на тучках (справа), съёмки (слева)

Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана. А вот сам Борис Виан в 1959 году сильно перенервничал, увидев экранизацию его романа «Я плюну на ваши могилы», что привело к его сердечному приступу и смерти. Экранизация «Пены дней» вышла спустя 54 года после смерти писателя.

kino

Кадр из фильма. Выступление Жана Соля Партра

Что ещё посмотреть у Гондри:

«Токио!»

kino

«Перемотка»

kino

Уэс Андерсон — снимать взрослых, как детей

Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись. Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум».

На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки. Cтиль Уэса Андерсона — идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона». Его ни с кем не перепутать.

kino

Юные актёры и Андерсон на съёмках «Королевства полной луны»

«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали — это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», — рассказывает сам режиссер.

Отель «Гранд Будапешт»

Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени — разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.

kino

Кадр из фильма

Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши — в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.

В качестве декорации самого отеля «Гранд Будапешт» был использован атриум саксонского универмага «Görlitzer Warenhaus», а наружный облик здания отеля создавался на киностудии на основе фотографий отлей «Бристоль Палас» в Карловых Варах и «Геллерт» в Будапеште. Музыку к фильму исполнил Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной.

kino
kino

Кадры из фильма. Отель

Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».

kino
kino

Кадры из фильма. Все мужские персонажи с усами, а тот, у кого их нет — рисует их

Королевство полной луны

В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного. Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен».

kino

Кадр из фильма

Другая сцена фильма — часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона). Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.

kino

Кадр из фильма

Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно. Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать. Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.

kino

Брюс Уиллис и Билл Мюррей читают сценарий. Съёмки «Королевства полной луны»

Что ещё посмотреть у Уэса Андерсона:

«Поезд на Дарждиллинг: отчаянные путешественники»

kino

«Семейка Тененбаум»

kino

«Бесподобный мистер Фокс»

kino

«Запредельное» кино Тарсема Сингха

Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын. «В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», — рассказывает режиссер.

kino

Тарсем Сингх на съёмках «Войны миров»

Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 (!) странах мира.

Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры — Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино — фильм «Клетка».

kino

На съёмках «Запределья»

Клетка

«Клетка» изобилует визуальными цитатами. То есть на экране мы видим кадр — «экранизацию» какой-либо знаменитой картины. Такой приём использовал Андрей Тарковский. И как поклонник Тарковского Тарсем Сингх в своём дебютном фильме обратился к этому несколько раз.

kino
kino

Питер Брейгель, «Охотники на снегу» (слева), кадр из «Зеркала» Андрея Тарковского (справа)

kino
kino

Карл Стартегер «Рассвет» (слева), кадр из «Клетки» (справа)

1-4
1346228638_1346188327_5

Демьен Хёрст «Немного комфорта, полученного от приятия враждебной лжи во всём» (слева), кадр из «Клетки» (справа)

1339529417_2-schacht-1856-216224245242224-h.r.giger-2001

Ганс Гигер, «Шахта»

kino

Кадр из «Клетки»

Запределье

Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить. Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья».

kino

Кадр из фильма. Парализованный каскадёр и маленькая Александрия

Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.

kino
kino

Кадры из фильма

Здесь он снова отдаёт дань Андрею Тарковскому: оптически-световой приём, который он использует для некоторых сцен, есть в «Андрее Рублеве».

Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв — девочка не играла, а проживала свою роль.

kino

Кадр из фильма

Что ещё посмотреть у Сингха:

«Бессмертные: война миров»

kino

«Белоснежка: месть гномов»

kino

Что ещё посмотреть в этом жанре?

«Зеркальная маска», режиссер Дэйв МакКин (сценарий Нила Геймана!)

kino

«Там, где живут чудовища», режиссер Спайк Джонс

kino

«Фонтан», режиссер Даррен Арановски

kino

«Воображариум доктора Парнаса», режиссер Терри Гиллиам

kino

«Крупная рыба», режиссер Тим Бёртон

kino