Вдохновение

Искусство на грани безумия

Ар брют — термин, обозначающий искусство душевнобольных и людей различных маргинальных групп. Ввел его коллекционер и художник Жан Дюбюффе, тем самым решая вопрос об официальном признании его как художественного направления. Позже это название получило множество вариаций: искусство аутсайдеров, маргинальное искусство, наивное искусство, виженари арт и т. д.

art-brut

Вопрос о том, насколько справедливо включать произведения душевнобольных в ряды «настоящего» искусства, частично решается в книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», в которой речь идет о схожести творческого гения и сумасшедшего на вполне знакомых всем примерах. Ломброзо подробно описывает странности поведения Руссо, Ньютона, Ван Гога, Шопенгауэра и прочих незаурядных личностей, особое внимание уделяя схожести этих странностей с симптомами душевных расстройств. По его теории все искусство в какой-то степени ар брют, потому что гениальность и психические болезни по своей сути очень близки. Он приводит яркие примеры того, как талант приходит вместе с болезнью, а после выздоровления покидает человека, и даже примеры того, как искусство само вызывает душевные расстройства.

art-brut

Это околонаучное произведение, несмотря на неправдоподобность фактов и абсурдность выводов, положило основу развития серьезной области изучения теории художественного творчества — психологии искусства, в рамках которой развилось несколько принципиально разных подходов. Зигмунд Фрейд ввел понятие сублимации, Рудольф Арнхейм рассуждал о возможностях визуального мышления, Лев Выготский — о восприятии искусства зрителем. Однако, кроме известных серьезных трудов, были также и весьма сомнительные, но все же интересные исследования. Например, российский ученый Г. В. Сегалин, вдохновившись трудами Ломброзо, в 20-е годы создал науку эвропатологию, изучающую связь между гениальностью и душевными болезнями. С 1925 по 1930 годы Г. В. Сегалин издавал журнал «Клинический архив гениальности и одарённости», в котором рассматривались вопросы взаимовлияния психических болезней и творческого процесса. В статьях исследователей затрагиваются биографии известных личностей, таких как Лев Толстой, Михаил Врубель и даже Иисус.

Профессор П. И. Карпов, один из первых собирателей произведений душевнобольных в России, писал, что эти люди были и будут реформаторами во всех областях человеческой жизни, поэтому изучение их произведений может дать новые данные для понимания творчества в целом — одного из самых загадочных процессов человеческой психики. На протяжении своей клинической практики в начале ХХ века Карпов собирал художественные и литературные произведения своих пациентов и видел в них богатый материал для исследований.

На западе один из самых известных исследователей искусства душевнобольных — немецкий психиатр Ганс Принцхорн. Он написал интересный труд «Художественное творчество душевнобольных», а также собрал коллекцию произведений душевнобольных во время своей работы в психиатрической клинике в Гейдельберге.

art-brut

Жан Дюбуффе. Masse aux Pedales, 1972

Сегодня крупнейшая коллекция произведений ар брют, собранная Жаном Дюбуффе, находится в Лозанне (Швейцария). В 1976 году там был создан музей ар брют, имеющий фонд в несколько тысяч произведений (Collection de l’Art Brut Lausanne). Интересно, что научный директор Лозаннского музея Люсьен Пейри полагает, что считать ар брют художественным направлением и ставить его авторов в ряд с профессиональными художниками — не совсем корректно. С этим утверждением можно соглашаться или нет, но очевиден факт, что искусство ар брют имеет набор определенных стилистических признаков, по которым его легко можно узнать. Эти признаки не были результатом продуманного манифеста или договоренности группы художников, решивших создать новое направление, их корни идут из глубин болезни и искаженного восприятия создателей этих произведений. Рассмотрим подробнее основные особенности, обращаясь к конкретным примерам.

Орнаментальность

Стоит отдать должное Ломброзо, некоторые стилистические особенности произведений ар брют он довольно точно описал в своей книге, в частности отметил «странную склонность к рисованию арабесок и орнаментов почти геометрически правильной формы, но в то же время чрезвычайно изящных». Эта особенность ярко проявилась в творчестве Адольфа Велфли — пациента клиники Вальдау и наиболее известного представителя ар брют. После того как ему был поставлен диагноз шизофрения и его поместили в психиатрическую клинику, Вельфли начал рисовать. Он создал десятки тысяч работ, в числе которых и литературные произведения. Он маниакально заполняет каждый уголочек листа причудливыми узорами, напоминающими то фракталы, то калейдоскоп. Согласно заметкам психиатра Моргенталера, написавшего на базе творчества Вельфли целую монографию («Душевнобольной как художник», 1921), одной упаковки карандашей художнику хватало на две-три недели.

art-brut

Адольф Вельфли

Симметрия и упорядоченность

Огюстен Лесаж — французский художник и спиритист. В качестве художественного метода он использовал автоматическое письмо — метод, предполагающий полный отказ от рациональной основы творчества с помощью введения художника в бессознательное состояние и создание таким образом произведений искусства. Этот метод применялся достаточно редко, особенно им интересовались представители сюрреалистического направления в искусстве. Автоматическое письмо — это уход от логического мышления в пользу бессознательного психики. По мнению Вильгельма Вундта, в отличие от планомерных произведений разумного мышления образы фантазии должны возникать в душе самопроизвольно, как внезапные моменты откровения, а вскрыть и зафиксировать эти откровения, неподвластные разуму и логике, помогает данный метод.

art-brut

Огюстен Лесаж за работой

Картины художника складываются в причудливые образы, составленные из мелких повторяющихся элементов. Стилистика полотен отсылает к искусству древности, в частности Древнего Египта, которому свойственна плоскостность, использование повторяющихся мелких элементов, ячейковое расположение изображений. Кроме того, в его полотнах часто встречаются знаки египетской письменности. Лесаж публично объявил себя реинкарнацией неизвестного египетского художника и заявил, что его рукой движет дух его погибшей сестры.

art-brut

Огюстен Лесаж. Без названия, 1926–1954

До того, как начинается работа над картиной, я не имею представления, что будет нарисовано. Духи говорят мне: «Не пытайся разузнать, что ты создашь». И я следую их указаниям. Когда я беру тюбик с краской, то не знаю, какого она цвета. Я понимаю, что это невероятно, однако следую своим наставникам, как ребёнок.

В его работах сквозит мания к упорядочиванию и монотонности, свойственная людям, больным аутизмом. Изображение на картинах идеально симметричное, с гармоничным сочетанием повторяющихся цветов и форм.

Наивное искусство

Примитивизм — эта та особенность ар брют, которая позволяет многим исследователям включать его в рамки наивного искусства. Одна из самых известных авторов и уже практически классиков ар брют — швейцарская художница Алоиза Корбаз. Она начала рисовать достаточно поздно, после того как у нее уже в зрелом возрасте диагностировали шизофрению и отправили на лечение в психиатрическую клинику. Ее картины стали коллекционировать работники клиники. В основном она изображала известных людей, от Наполеона до Манон Леско, а также влюбленные пары. Ее манере свойственен примитивизм изображения, работы напоминают рисунки детей, выполненные цветными карандашами. Многие из работ Алоизы в настоящий момент экспонируются в Лозанне.

art-brut

Алоиза. Наполеон III

Искусство ар брют по-прежнему остается предметом изучения представителей разных научных направлений. Это действительно богатый и крайне интересный материал, помогающий приоткрыть тайны искаженного разума душевнобольных людей. Подобные собрания картин очень помогают исследователям продвинуться в этом вопросе. Остается надеяться, что найдется ученый, способный объединить накопленный материал в полноценный научный труд.

art-brut

Грегори Блэксток. Жуки, 2008