Вдохновение

Интерактивные фестивали. Новый формат перформанса

Зрители по всему миру уже испытали на себе экспириенс нового формата. Искушенной аудитории недостаточно стороннего наблюдения душераздирающей драмы или уморительной комедии на сцене классического театра. Современный зритель требует полной вовлеченности в действие, ему хочется быть частью обыгрываемой истории, взаимодействовать с актерами и другими зрителями.

Такие арт-компании, как Lone Twin и Rimini Protokoll давно открыли для себя это требование общества и предлагают ему удивительные продукты современного искусства. Городок Минто является пригородом Сиднея и находится в часе езды от мегаполиса. Шоу «Minto: Live» начинается на паркинге торгового центра городка Минто и затем развивается на улицах города, превращаясь в танцевальное театральное музыкальное шоу, кульминацией которого становится грандиозное пиротехническое представление.

По сути, зрителям предлагается просто прогуляться по улочкам, переходя от дома к дому, на лужайках которых хозяева показывают свои танцевально-биографические номера. Сначала из одного дома показывается девушка и начинает выделывать танцевальные па прямо на газоне, затем из дверей появляется как бы удивленный отец, который выглянул посмотреть, что за шум там на улице, но вдруг он тоже начинает танцевать. Следом к ним присоединяется и младшая сестренка, и вот вся семья уже кружится в профессионально поставленном и тщательно отрепетированном танце.

рисунок-2

Шоу, организованное британской арт-компанией Lone Twin, «Minto: Live» представляет собой новый формат фестивалей. В XXI веке они стали экстремально открытыми, они стремятся стать прямым отражением общества, и в то же время общество становится их частью.

Удивительная вовлеченность и в то же время чувство ответственности и гордости за общее дело являются тем клеем, который связывает жителей Минто — участников шоу, и позволяет им создать цельную картину, показать качественное представление и донести общую идею зрителю.

Конечно, можно сказать, что такой формат фестивалей стал зарождаться еще в середине XX века в послевоенный период, когда появились такие события, как Эдинбургский фестиваль, фестиваль в Авиньоне и сотни других. Но с тех пор темп жизни ускорился, интернет изменил и культуру, и капитал, и на этой благодатной почве новый формат фестивалей расцвел новыми красками. Он обеспечивает необходимую открытость: они приглашают зрителя включиться в игру, стать партнером или даже главным героем, а не пассивным зрителем. Таким образом, новый «открытый» фестиваль заставляет саму аудиторию создавать перформанс.

Немецкая компания Rimini Protokoll поднимает эту идею на совершенно новый уровень. Серия шоу, которая включает в себя «100% Ванкувер», «100% Берлин», «100% Мельбурн» и другие, стремится показать неискаженное отражение общества.

рисунок-4

На основе исследования населения конкретного города постановщики компании Rimini Protokoll выбирают 100 человек, которые представляют этот город в текущий момент времени с точки зрения расы и пола, профессии и прочих характеристик. Эти горожане выбираются за три месяца до шоу, на котором они расскажут свои невыдуманные жизненные истории. Таким образом, мгновенный срез общества честно фиксирует портрет города и в креативной манере демонстрирует его зрителям.

рисунок-5

рисунок-6

Команда LIFT всегда была пионером в выборе площадок для своих шоу. Они, как никто иной, понимают, что театр может работать, где угодно, и поэтому устраивают перфомансы в самых неожиданных местах: от площадки в аэропорту или витрины универмага до школьного кабинета.

Художники стремятся показать нам людей или явления, которые оказываются вне нашего поля зрения в бурном течении ежедневной жизни. В удивительном шоу в Нью-Йоркском паромном терминале Стейтен-Айленд, которое проходит в самый час пик, участвуют люди с ограниченными умственными способностями. Зрители сидят с одной стороны площадки, им выдают наушники, в которых они могут слышать реплики актеров, но даже порой могут и не увидеть их среди толпы пассажиров, спешащих на свой рейс. Это представление помогает увидеть зрителю то, что в обыденной жизни он предпочитает не замечать.

Российские площадки тоже привлекают социально-открытые проекты. Театральный фестиваль «Территория» открывает мировые и российские премьеры, перформансы и мастер-классы лучших режиссеров, актеров и арт-директоров. В проекте «Живые пространства» молодые режиссеры ставят пьесы в необычных местах: на стадионе, парковке, в торговом центре и ночном клубе, буквально воплотив в жизнь шекспировское «весь мир-театр».

Так, Театр Наций в рамках фестиваля запустил квест-сектакль «Шекспир. Лабиринт». В проекте задействовано практически все пространство театра от основной сцены до буфета и гардероба. Зрители постоянно передвигаются между площадками, оказываясь в разных исторических эпохах или окунаясь в различные жанры: драматический театр, опера, мультимедиа-перформанс. При этом над разными этапами маршрута работают разные команды, их восемь: мультимедиа-проект создаёт Московский музей современного искусства, Liquid Theatre представляет сценическую версию «Речи о Шекспире» Тургенева, хореографическую версию «Гамлета» ставит компания Dialogue Dance и пр. Немногочисленной публике выдаются маски Шекспира и наушники, в которых можно слышать инструкции по маршруту и сведения из жизни драматурга. Благодаря этому зритель становится, с одной стороны, экспонатом выставки, а с другой — посетителем галереи, что и приближает проект скорее к музейному формату, чем к театральному.

Рисунок-7.

Рисунок-8..

Доказательством мысли о том, что современному зрителю мало пассивного наблюдения служит происшествие, случившееся на показе остросоциального спектакля «Враг народа» Томаса Остермаера, презентованного российскому зрителю на той же «Территории». По задумке режиссера спор о человеке и о политике разгорается прямо во время спектакля, с участием зрителей, которые могут высказать свое мнение и вступить в диалог с артистами. Но во время премьерного показа в Москве полемика стала особо острой, зрители даже вышли на сцену в поддержку персонажа, и спектакль превратился в манифестацию гражданского общества! Как отметил один из критиков, на 20 минут спектакль вырвался за пределы театра и обернулся настоящей жизнью. А на фоне нее театр неизбежно меркнет. Российский зритель очередной раз продемонстрировал желание ощутить себя действующим лицом, а не серым статистом.

Рисунок-9.

Рисунок-10..

Евгений Миронов предпринимает свою попытку раскрыть коммуникационный потенциал общества. В свой проект «Прикасаемые» он привлек слепоглухонемых. Они умеют использовать те данные, которые часто не замечают в огромном море доступной им информации зрячие и слышащие. Во время спектакля зрителям придется поработать — научиться воспринимать и анализировать сложный мир ароматов. В спектакле задействованы новые технологии, которые позволят осветить театральное пространство в другом измерении, теперь представление не только зрительно-слуховое явление, но и обонятельное. Этот проект — очередная попытка наладить коммуникации в обществе и научиться лучше понимать друг друга.

Рисунок-11.

Безусловно, классические проявления искусства по-прежнему процветают, но новые события, такие как «Minto: Live» и «Прикасаемые», уверенно заняли свое место в современном мире. А все потому, что назрела острая необходимость вести открытый диалог между локальными комьюнити и глобальным миром. Они являются зерном зарождения гражданской гордости, ответственности, они улучшают психологическую атмосферу общества, а значит, превращают его в место для неподдельной жизни.