Три закадычных друга: Фантазер, Реалист, Критик
Мультипликационная империя полностью подчинялась волеизъявлениям и принципам своего правителя. Генеральный директор и главный идейный вдохновитель Уолт Дисней обходился со своими сотрудниками достаточно строго. В общении приветствовал принцип кнута и пряника: требовал много, но если семена давали хорошие всходы — это неизменно вознаграждалось. Приличная денежная премия не заставляла себя долго ждать. Для Уолта Диснея существовало три типа людей: фантазеры, реалисты и критики. Разные по характеру, взглядам и мировосприятию, вместе они были способны свернуть горы и принести очередной успех анимационному предприятию.
Четко следуя своим догмам, Великий Дисней открыл три одноименных отдела для своих работников. Комната Фантазера предназначалась исключительно для мечтаний. Здесь писали сюжеты для будущих мультфильмов, составляли диалоги героев. Обстановка всячески располагала к творчеству. На стенах висели яркие живописные картины, на дверях расклеены цитаты известных людей.
Идеи Фантазеров должны были воплощать в жизнь Реалисты. В своей рабочей мастерской, напичканной новейшей техникой того времени, они скрупулезно переносили виртуальных текстовых персонажей на бумагу. А уже готовый продукт внимательно изучал Критик. Собственно, в этой роли выступал сам Дисней. Именно он принимал судьбоносное решение: выйдет ли лента в широкий прокат или отправится в архив пылиться на полках.
За советом – к зеркалу
Вполне понятно, что все тонкости и правила работы мультипликатор Билл Титла начал постигать, непосредственно приступив к своим обязанностям. Не трудно догадаться, что его определили в комнату Реалистов. Рабочее место Титла было нечто средним между столом чертежника и грим-уборной. На небольшом столе лежала пачка кипельно белой бумаги, в пластмассовом стаканчике стояли хорошо отточенные карандаши разной жирности, а на стене висело квадратное зеркало. «Зачем оно здесь? — подумал про себя Билл. — Этот предмет здесь явно лишний». Он внимательно окинул взглядом помещение: зеркала оказались над столом у каждого сотрудника. «Никогда раньше не встречал такого. Нужно обязательно понять их предназначение», — заключил мультипликатор. Получив задание, он удобно устроился на стуле и принялся украдкой наблюдать за окружающими.
Сослуживцы то воодушевленно рисовали, то вдруг бросали свое занятие и, обращаясь к зеркалу, начинали кривляться, корчить всевозможные рожицы. Позже Титла узнал, что это была очередная задумка Диснея. Он прекрасно понимал, что нарисовать персонаж из воздуха достаточно сложно, а наделить его эмоциями еще сложнее. Поэтому Уолт и предложил использовать своим подчиненным зеркала, чтобы упростить и ускорить процесс. В своих мемуарах Билл Титла так вспоминал о своих первых впечатлениях на студии:
Белоснежка! Ау…
Билл Титла уже достаточно освоился на своем рабочем месте, когда Уолт Дисней принял решение снимать мультипликационный фильм «Белоснежка и семь гномов». В свойственной ему заговорщической манере, он созвал сотрудников на очередную летучку, не сказав ни слова о теме обсуждения. Когда коллектив собрался в небольшом зале, освещенном единственной тусклой лампой, Дисней торжественно объявил о том, что студия приступает к работе над полномасштабным анимационным фильмом по сказке братьев Гримм. После, эффектно выдержав паузу, Дисней принялся рассказывать историю о Белоснежке, а затем… начал перевоплощаться в каждого из персонажей.
Позже Билл Титла напишет в своих воспоминаниях:
Самым сложным оказалось найти прототип для главной героини — Белоснежки. Девушка должна была быть фактурной, хрупкого телосложения, с приятным тоненьким голоском и, главное, брюнеткой. Время шло. Утомительные кастинги сменяли друг друга, превращаясь в конечном счете в блеклую серую массу. Дисней забраковал порядка двухсот претенденток, прежде чем его цепкий взгляд не остановился на молодой начинающей танцовщице Марджори Селесте Белчер. «Это она», — воскликнул Дисней и тут же заключил с девушкой контракт. Для Белчер специально сшили длинное платье (кстати, оно напоминает то, что носила Белоснежка в мультфильме). Белчер должна была ходить, бегать, танцевать перед художниками, чтобы те смогли воспроизвести анимационный образ главной героини ленты.
«Это было очень смешно, — позже отмечал Титла. Мы сидели кружком с карандашами и листками бумаги и внимательно следили за движениями Белчер. Она полностью импровизировала, поэтому, какой будет следующий шаг, предсказать было невозможно».
Билл Титла участвовал в разработке не только образа Белоснежки. Из-под его карандаша также вышел один из гномов — Ворчун. Его неповторимую мимику и жесты мультипликатор частично «срисовал» с себя, частично с коллег, сидевших за соседними столами. Нос Ворчуну художник придумал, засмотревшись однажды на вареную свеклу. А брови позаимствовал у самого Диснея.
Лента «Белоснежка и семь гномов» вышла в 1937 году и имела огромный успех. Анимационный фильм был удостоен сразу нескольких «Оскаров». Большой и семь маленьких — за создание образа Белоснежки, еще один — за «лучшую музыку» и третий — «за новаторство и выдающиеся достижения в области анимации». Коллектив праздновал фуршетами победу за победой. А для Билла Титла участие в картине оказалось личной победой. За отличную работу его повысили по службе. Из простого аниматора он превратился в ведущего художника.
Слоненок и его мамаша
Престижная должность, безусловно, открывала абсолютно другие возможности и расширяла горизонты. Работа стала сложнее, требовала больше внимания, ответственности, но от этого не становилась менее увлекательной и интересной. В новом статусе Билл приступил к созданию персонажей к новому полнометражному мультфильму «Дамбо» — истории о смышленом слоненке с большими ушами. Мастеру предстояло воплотить в жизнь сразу два образа — главного героя и его мамаши слонихи. Если со вторым персонажем все было ясно — прототипом выступила его жена, то где найти «модель» для слоненка? Билл перебирал в голове разные идеи и варианты. Но никак не мог прийти к общему знаменателю.
Однажды, вернувшись с работы домой, он начал играть со своим двухлетним сыном. Тот весело резвился и скакал по комнате. «Вот же оно! — воскликнул про себя Билл. Ребенок есть ребенок. Он поражает всегда своей непосредственностью и наивностью. И не важно, кто он — Homo sapiens или слоненок». Взяв несколько выходных, Титла стал часами наблюдать за свои сорванцом и делать забавные зарисовки. Вот тот заливисто смеется, вот пронзительно плачет, вот застенчиво стоит, чуть склоня набок голову. Многие черты характера малыша передались и слоненку. Главный персонаж мультфильма получился заводным, немного шкодливым и по-детски добрым. Позже критики отметят, что это лучшая работа Билла Титла. А лента получит двух «Оскаров» за лучшую песню и музыку и золотую пальмовую ветвь «За лучшую анимацию».
Вместо послесловия…
Сотрудничество Билла Титла с Уолтом Диснеем прервется несколько лет спустя. После забастовки аниматоров художник покинет студию. Как оказалось… навсегда. Впрочем, его работы до сих пор пользуются популярностью и возглавляют топ самых удачных мультипликационных лент, сделанных на студии Уолта Диснея.