Вдохновение

Хастл на набережной

С наступлением лета каждый вечер, к восьми часам, на Пушкинской набережной собирается народ. Здесь можно встретить людей разного возраста, образа жизни и социального положения. В основном молодежь, но немало и тех, кому за пятьдесят. А кому-то и под семьдесят.

hustle

Какой интерес объединяет юных студентов и почтенных профессоров, секретарш и топ-менеджеров, бухгалтеров и музыкантов? Что за страсть держит их на дощатом настиле по два-три часа кряду? Что заставляет доводить себя до изнеможения и ближе к полуночи брести домой, пошатываясь на гудящих ногах и в промокшей от пота одежде? Что за идол покорил сердца и умы этих сумасшедших? Это танец хастл!

Пушкинская набережная в парке Горького, пожалуй, самое прикормленное в Москве место летних танцевальных тусовок. Вся выстланная досками площадь у Андреевского моста разделена на три сегмента, и в разные дни недели здесь проходят «внеклассные» занятия, мастер-классы для начинающих и дискотеки самых разных танцевальных направлений. Исторические танцы, спортивные бальные танцы, сальса, латина, аргентинское танго, капоэйра. Как правило, строго по расписанию. Но что касается хастла, то приходи когда угодно, не ошибешься: они бывают здесь каждый вечер! Почему? Наверное, потому что из всех современных танцев хастл — самый популярный, самый раскрученный, самый любимый и втянувший в свою орбиту самое большое число приверженцев во всех мегаполисах мира. В одной только Москве, где счет танцевальным школам и клубам идет на сотни, хастл преподают почти в каждой такой точке.

Родословная хастла теряется в лабиринте догадок, но многие сходятся на том, что танец зародился на ночных дискотеках Америки начала 70-х и стал быстро распространяться благодаря простоте обучения базовым движениям, широким возможностям для импровизации и легкости завязывания знакомств. Первые следы хореографического изобретения обнаружены в СССР в начале 80-х, а еще через десять лет началось его триумфальное шествие по российским просторам. Поднявшаяся у нас в начале 90-х волна увлечения хастлом все еще набирает силу, ежедневно вовлекая сотни новообращенных. Год назад издательство «Питер» выпустило первую книгу о хастле на русском языке («Хастл. Танцы большого города»), в которой мастера и энтузиасты новомодного течения делятся самым сокровенным. Чем притягателен хастл? Не будем лукаво мудрствовать, лучше один раз увидеть.

Это – хастл!

В восемь вечера здесь начинается мастер-класс для новичков. На него не обязательно приходить вдвоем: каждый желающий легко найдет себе партнера или партнершу, а не найдет — ему помогут найти. Инструкторы, парень и девушка, показывают, объясняют, подходят к парам исправить ошибки. За тридцать-сорок минут можно разучить основной шаг, два-три движения и коротенькую комбинацию, которую можно уже станцевать под музыку. Здесь же, пока идет мастер-класс, то перемешиваясь с новичками, то отдаляясь от них, разминаются пары более опытных танцоров.

Занятия для начинающих

Мастер-класс — это единичное занятие-знакомство. На следующий день оно будет пусть немного другим, но тоже рассчитанным на людей без опыта или с минимальным опытом. А если настолько зацепило, что захотелось продвигаться по ступенькам мастерства, добро пожаловать в школу танцев! Впрочем, для кого-то лучшая школа — это улица, и самые отважные остаются после девяти вечера, начиная осваивать дискотечные радости уже здесь. Тем более что желающих проявить педагогический энтузиазм и по-быстрому научить кого-то чему-то не так уж мало, особенно среди мужской части танцующей публики.

Народная педагогика

Наверху, у парапета набережной, зрители. Поначалу, пока солнце еще высоко, и музыка только заиграла, их немного. По мере того, как наполняется парами площадка внизу, теснее становятся и ряды смотрящих на это сверху. Стоят подолгу. Кого-то завораживает пластика движений и поз танцующих, кто-то снимает видео, в ком-то робость мучительно борется с соблазном оказаться там, внизу, среди музыки и танцующих пар.

Народ хочет зрелищ

Ближе к девяти дискотека набирает обороты, людей становится больше, пары на площадке располагаются плотнее. Слепящее солнце сменяется красками закатного неба, потом станет совсем темно, и танцы продолжатся в огнях ночного освещения.

Дискотека набирает обороты

Место над танцплощадкой — особенное. Здесь царит и пульсирует в ритме музыки яркая, наэлектризованная атмосфера восторга, куража и эротики. Кажется, танцует само пространство, втягивая и подчиняя своим законам каждого, кто оказывается внутри. Да и снаружи. Кажется, что эмоциональная захваченность танцем заряжает пространство на десятки метров вокруг себя, властно притягивая проходящих мимо. Можно заметить, что кое-кто из стоящих у парапета начинает непроизвольно покачивать головой или отбивать такт. И если хмель танца ударяет в голову даже зрителям, то какая же лавина восторга и чувственности должна проноситься через тех, кто танцует!

Что очаровывает в танце? Что заставляет жадно, забывая о делах и обязательствах, снова и снова впитывать это зрелище? Пожалуй, красота. Красота женщины и мужчины. Жеста и взгляда. Движения и чувства. Скользящие шаги, дурманящая пластика рук, волны и перетекания по всему телу, каскады вращений и фигур. Но более всего завораживают счастливые, наполненные радостным светом глаза и лица.

Лучезарные и счастливые

В отличие от многих других направлений хастл неприхотлив к музыке. Музыка должна быть на четыре четверти, а внутри — все, что угодно. Быстрая или медленная, выразительная или не очень, веселая, грустная, с простым четким ритмом или с перепрыжками синкоп — хастл переваривает всё. Другое дело, насколько душа танцующего отзовется своими чувствами на ту или иную музыку, насколько войдет в резонанс с ней, насколько танцующий готов будет именно с этой музыкой войти в поток, каждый миг которого насыщен яркой, полнокровной жизнью.

Главное в танце — его эмоциональность, наполненность живыми энергиями. Танцует, прежде всего, душа, а потом уже тело. По большому счету, чтобы танцевать, уметь танцевать совсем не обязательно. Вот девушка стоит поодаль и притопывает в такт музыке. Видно, как ей хочется в танец. И по каким-то неуловимым признакам можно почувствовать, что она посвященная, что танец у нее в крови. Знает она шаги и фигуры или не знает их, неважно. Может быть, она совсем ничего не знает. Но подойди к ней, позови, и она подарит роскошный, незабываемый танец. И сама потом будет стоять в изумлении, не понимая, как это у нее получилось. А вот юноша, само усердие и сосредоточенность. Отточенная техника, каскады фигур. Но, как ни сложны и эффектны движения, лицо предательски выдает постороннего. Он не в контакте со своей партнершей. Он не танцует. Он лишь старательно исполняет движения и фигуры. Да, на площадке встречаются те, кто, освоив технический арсенал и достигнув беглости исполнения, так и не прорвались к сокровенной сердцевине танца. Что ж, им можно только позавидовать, ведь у них все впереди!

Хастл из первых уст

Говорят, танцующий человек находится в бессознанке. И тем глубже, чем более мощно, ярко и заразительно он танцует, поэтому так непросто бывает потом рассказать и объяснить, что же с ним во время танца происходило. Поинтересуемся, впрочем, что думают о себе и о происходящем сами участники зрелища.

Спокойной ночи, хастл

Время к полуночи, пора домой. Проходя по Андреевскому мосту, еще раз с благодарностью и грустью посмотрим вниз. Там еще горят огни, и не умолкла музыка оставленного нами волшебства. Там яркие, нарядные пары, будто стеклышки диковинного калейдоскопа, сходятся и расходятся в неповторимых сочетаниях.