Вдохновение

Гротескный маэстро Гюнтер Грасс

Гюнтер Грасс — это человек-оркестр. Он мог рисовать, ваять скульптуры и, самое главное, писать книги. Его произведения — это реальность и гротеск, пространство, в котором выдуманные персонажи становятся реальными, а реальные больше похожи на мифических. В 1999 году Гюнтер Грасс получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Жестяной барабан».

Günter-Grass

Детство. Отрочество. Юность

Согласно знаменитому высказыванию, все мы родом из детства. Это применимо и к Гюнтеру Грассу. Его детские годы — бесконечный источник, которым он подпитывался на протяжении всей жизни. Если бы не Гюнтер Грасс, то немногие бы знали о кашубах и о том, что когда-то на Земле существовал вольный город Данциг.

Дом и семья

Вольный город Данциг — родина Грасса, именно там был дом его родителей и лавка континентальных товаров, которую содержала мать. Мать Грасса была кашубкой по национальности, отец — немец.

Детство и отрочество Грасса пришлись на период становления Третьего рейха, молодой человек был увлечен идеями Юнгфолька и Гитлерюгенда, о чем он сам рассказал в биографическом романе «Луковица памяти». Конечно, подобные откровения сопровождались раскаянием в духе «мы были молоды, не знали, что творили». Но Гюнтер Грасс любит добавить «перчинку»: то в книгах, то в интервью он упоминал, что идеи Третьего рейха были чудовищными, но сама многоуровневая организация, которая вовлекала в процесс и детей, и подростков, и взрослых людей — во многом была чуть ли не идеальна. Люди были заняты, укрепляли здоровье, знакомились, впервые в мире существовала забота о малоимущих. А вот идеи, да, идеи проповедовали плохие. Уж кто-кто, а кашубы это знали — их записали в «третий сорт» фольксдойче. В те времена немцы поделили все нации на разные «сорта»: были унтерменши, уберменши и еще четыре категории народов, которые планировалось «улучшить».

Günter-Grass

Во время войны у Грасса убили многих родственников-кашубов, частично разорили лавку матери. У писателя была младшая сестра. По возвращении с войны Грасс узнал, что советские солдаты сотворили нечто такое, что вынудило сестру уйти в монастырь. Сама мать так и не призналась Грассу, что же произошло в тот период. Безусловно, такие вещи неприятно читать, ведь наши солдаты — герои, это они, немцы, — чудовища и насильники.

Война

Гюнтер Грасс был на войне 17-летним солдатом войск СС, в этом он признался лишь спустя 60 лет в «Луковице памяти», что чуть не стоило писателю Нобелевской премии. В те далекие времена идеи превосходства одной нации над другими накрепко засели в молодой голове. Но война для писателя была скорее выполнением функций «подай-принеси» и мелкого вредительства в адрес вышестоящих чинов. Например, одной из обязанностей Грасса было приносить горячий кофе начальству. Он воспринял это близко к сердцу и решил, что необходимо улучшать вкусовые качества напитка, поэтому регулярно мочился в офицерский кофейник.

Но повоевать ему тоже удалось. Правда, это быстро закончилось легкой травмой и американским лагерем, но впечатлений ему хватило на всю жизнь: грохот «сталинского органа», так называли залпы «Катюш», крики раненных товарищей и русские Иваны. Лагерь.

Günter-Grass

Период пребывания писателя в американском лагере дал серьезную почву для сомнений. Тут ему рассказывали об ужасах Освенцима и других концлагерей, в которых истребляли людей. Грасс не верил, что немцы на это способны, он долгое время был уверен, что это фальсификация. В одном интервью он рассказал, что понял правду, лишь когда командир Гитлерюгенда во время Нюрнбергского процесса лично рассказал о всех злодеяниях. «Обратите внимание на иронию судьбы: я признал существование этих зверств, после того как их признал мой начальник!», — говорит писатель.

Лагерь в Верхнем Пфальце, а потом в Бад-Айблинге — это воспоминания о голоде. Всех немцев в лагере кормили согласно плану Моргентау: около 800 калорий в день, которые составляли перловый суп, кусок хлеба и ложка мармелада — явно сыт не будешь. Но Грасс иронизирует, что такая «диета» придавала всем аскетичный вид, даже тем, кто к этому никогда не был склонен.

Günter-Grass

Искусство

Грасс вышел из лагеря терзаемый новым голодом — духовным. Он пишет, что чувствовал пустоту в своей душе, которую ничем нельзя было заполнить. Ничем, кроме искусства.

Этот голод привел Грасса к порогу Дюссельдорфской школы искусств, однако его не приняли — здание было разбомблено, помещения для занятий не годились, и Грассу посоветовали пойти к местному каменотесу.

Так, первым опытом в искусстве для Грасса стало ваяние — он делал надгробные камни. Эту часть своей биографии он подарил Оскару Мацерату из «Жестяного барабана».

Далее творческая деятельность Грасса начинает приобретать нынешний вид — он рисует, пишет стихи и абсурдистские пьесы, пробует себя в более крупных литературных формах. Спустя время появляется высмеивающий фашизм «Жестяной барабан», за который Грассу и дали Нобелевскую премию.

Гюнтер Грасс всегда говорил, что необходимо говорить об ужасах фашизма, об ужасах всех режимов, в которых нарушаются права людей. Забывать об этом — не столько преступление, сколько банальная глупость, это равно тому, что раз за разом с разбегу наступать на одни и те же грабли.

Günter-Grass

Особенность творческой манеры

Особенность стиля Гюнтера Грасса частично кроется в его биографии — почти все события его жизни нашли отражение в произведениях: он описывает то, что видел сам, оживляет в своих романах убитых родственников и дает жизнь новым героям.

Так, появившись однажды в «Кошках-мышках», выдуманная Тулла Покрифке не покинула Грасса, вернее, она не давала ему покоя, и ее история спустя 40 лет продолжилась в «Траектории краба», и тощая девчонка с разбитыми коленками выросла в эксцентричную женщину в длинном бархатном платье.

Тулла не единственная, кто не давал Грассу покоя. Его первое «дитя», Оскар Мацерат из «Жестяного барабана», буквально поселился в голове писателя. В «Луковице памяти» Грасс говорит, что этот невыросший ребенок буквально не давал ему шага ступить — где бы писатель ни появлялся, тень Оскара с жестяным барабаном преследовала его.

Гюнтер Грасс любит сгущать краски. В биографических романах он совмещает реальность и фантазию. Например, в «Луковице памяти» есть эпизод, где он в американском плену играет в кости с неким Йозефом Ратцингером, которого в мире больше знают, как папу римского Бенедикта XVI.

В романы же наоборот он добавляет факты и реальных персонажей. Например, собственного дядю, брата матери, которого расстреляли, он оживил в «Жестяном барабане». В «Траектории краба» Грасс решил напомнить всему миру о катастрофе лайнера «Вильгельм Густлофф», который потопил русский моряк Маринеско, отправив на тот свет тысячи невинных жизней. На борт реального лайнера писатель отправил своего давнего персонажа Туллу Покрифке, которую для пущего драматизма наградил 8 месяцем беременности. В книгах Грасса отношения между писателем и персонажами выходят на новый уровень, складывается впечатление, что это они им управляют, а не наоборот.

Günter-Grass

Общественная деятельность, политика

Тут Грасс тоже удивлял всех. Например, он был против воссоединения ФРГ и ГДР. Гюнтер Грасс поддерживал партию социал-демократов. Выражалось это не только в разглагольствовании, характерном для писателей, но и действиях — Грасс писал тексты выступлений для Вилли Брандта и сопровождал его в предвыборной кампании, что он подробно описал в романе «Из дневника улитки». Из-за политических взглядов и ярких книг на Грасса даже покушались — пару раз поджигали дверь его квартиры.

В 2012 году Гюнтер Грасс в очередной раз задал перцу: он заявил, что Израиль в данный момент ведет агрессивную политику в отношении Ирана, и ядерное оружие, которым располагает страна, лишь усугубляет положение. Естественно, Израиль тут же запретил Грассу въезжать в страну и окрестил его антисемитом.

Чуть позже Гюнтер Грасс написал стихотворение «Стыд Европы», в котором осуждал мир за политику в отношении Греции. Грасс напомнил всему миру, что именно в Греции зарождался дух Европы.

Три года назад Грасс сообщил, что работает над мемуарами, а чуть позже заявил, что бросает литературную деятельность, поскольку он попросту не успеет написать новое произведение. К сожалению, он оказался прав. Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет.