Вдохновение

Герман Нитч: «Одни выбирают краску, я выбираю кровь»

Осенью 2015 года о художнике Германе Нитче вышла монография весом в шесть килограмм. Говорят, туда еле уместили всю информацию об австрийце, который сознательно рисует не красками, а кровью.

nitsch

Художник Герман Нитч стал известен провокационными акциями, в которых он использует туши животных, распятия и голые тела актеров. В шестидесятых в родной Австрии он сидел в тюрьме за богохульство, а через двадцать лет его возвеличили до уровня живого классика. Но не все в этой истории так однозначно — кто-то называет Нитча очередным продавцом от искусства, берущим деньги за участие в своих многодневных «безумствах».

Религиозный художник, обвиненный в богохульстве

Герман Нитч невысокий и плотный. К 77 годам он обзавелся тяжелой походкой и длинной седой бородой. Он носит круглые очки и шляпу, а в одежде предпочитает аскетизм, чаще всего появляясь в черных брюках на подтяжках и в наглухо застегнутом пиджаке.

Хэппенинги Нитча — акции, которые разыгрывают актеры под его присмотром, с шестидесятых изменились мало: это многочасовое, а иногда и многодневное хаотичное действие. Во время него актеры блуждают с завязанными глазами, поливают друг друга кровью, выбирают «жертву» и привязывают к деревянному кресту.

Первые акции Нитча шокировали австрийское общество и заставили полицию на несколько дней арестовать художника, который впоследствии станет «отцом» венского акционизма — радикального течения.

nitsch
nitsch

Герман Нитч. Фото: nitsch.org

В интервью изданию Vice Нитч рассказывал, что еще в венской Школе графической иллюстрации, решил, что не будет заниматься коммерческим искусством и рекламой. Его привлекало что-то более высокое — уровень Микеланджело, да Винчи, искусство, которое волнует, страсти Христовы, античные трагедии.

Тогда Нитч начал рисовать копии Гульден Блатта и распятого Христа Рембрандта, повторять сюжеты картин Тинторетто и Эль Греко. Нравились молодому художнику и картины Сезанна, Климта, Мунка. Сегодня австриец говорит, что своим искусством хочет так же волновать зрителя и отрицает желание намеренно спровоцировать.

nitsch
nitsch

Рембрандт «Снятие с креста» (1634); Эль Греко «Христос на кресте, почитаемый двумя благодетелями» (1590)

nitsch

Тинторетто, «Распятие»

Актуальные события никогда не интересовали Нитча. Он видел информационную войну, которую развернули друг против друга союзники, после Второй мировой поделившие Австрию на четыре части. «Ни Америка, ни Россия не говорили правду», — рассказывает художник в интервью, намекая на конфронтацию стран-«победительниц», покинувших территорию государства лишь в 1955 году.

Сверхискусство

В июле 2004 года 120-я акция Нитча длилась два дня. Австрийцу помогали несколько художников и аккомпанировали сто музыкантов. За 48 часов использовали пять убитых свиней и 600 литров крови. Туши разделали, вынули из них внутренности и облили водой — так по Нитчу разыграли жертву за вину человеческого существования.

Каждая акция Нитча это спектакль «Театра оргий и мистерий», идея которого пришла художнику еще в 19 лет. Подобно ницшевскому сверхчеловеку, Нитч придумал сверхискусство, которое заставляет работать сразу все чувства человека в отличие от живописи или музыки. «Театр — новая форма искусства, где ставится не спектакль, а реальность», — объясняет австриец в своей биографии.

nitsch
nitsch
nitsch

Акция Нитча. Фото: nitsch.org

Эстетический психоанализ

Отказавшись следить за политикой, Нитч погрузился в изучение дофилософского и мифического мировоззрения человека. Он сделал своим главным героем подсознательное и смешал в своих акциях элементы оргий богов, учение Фрейда и христианскую символику (наиболее часто используемые им элементы: крест, вино и кровь).

Все это Нитч назвал эстетическим психоанализом. По его словам, «актеры» в его хэппенингах следуют чувственным ощущениям и отдаются радости жестокости. Художник хочет, чтобы агрессия довела до эстетического опьянения и зрителей. Одним из примеров радости агрессии Нитч считает жертвоприношение, называя его коллективным садомазохизмом.

nitsch

Акция Нитча. Фото: facebook.com/Museo-Nitsch

Его часто спрашивают, откуда такой интерес к жестокости. Из-за ужасов мировых войн, между которыми он родился? Возможно, отвечает австриец, они засели где-то глубоко в подсознании. Отсюда и кровь вместо краски. «Я никогда не буду работать с другими материалами,» — говорит австриец.

Нитч считает свое искусство позитивным. По его мнению, в нем нет трагической безысходности, и зрители должны достичь катарсиса и альтруистической любви. Это он и называет истинным состоянием бытия. И прославляет бытие Герман Нитч какофонией из свистков, барабанов, колокольного звона и скрипок.

«Я пережил столько радости, когда лил кроваво-красную краску»

Известен Нитч и своими перформансами — художник называет их живописью действия и попыткой выйти за рамки интровертного творчества в мастерской.

nitsch
nitsch

nitsch
nitsch

Перформанс. Фото: nitsch.org

Рисование на глазах других он приравнивает к коллективному сенсорному опыту художника и зрителя, а традиционную живопись величает мертвой. «В жарком августе этого года я пережил столько радости, когда лил кроваво-красную краску. Я достиг беззаботности, свежести и непосредственности, которых не было ранее при обычном рисовании картины… Я рад, я ликую. Пришло время и я надеваю мои одежды. Я запятнал свою белую мантию малиново-фиолетовыми каплями крови. Жирные капли крови и влажные пятна пота замочили хлопковую рубашку,» — описывает свои ощущения Нитч в биографии.

Там же он пишет о музыке, которую сам пишет для своих акций. В 2012 году он представил симфонию для ста пианистов, 33-х роялей и синтезатора. «Шум является ключевым фактором. Она [музыка] усиливает действие, действие активизирует музыку. Вместе они погружают в бездну катастрофы драмы», — написал Нитч в 1999 году. Живописные перформансы лишены музыки, но не ритма. Его создают шаги Нитча по холсту, звук вылитой краски, движения художников и шумы зрителей. Любимыми композиторами Нитч называет Вагнера, Скрябина и Джон Кейджа.

Два музея и монография на тысячи страниц

В XXI веке арестовывать Нитча не думают. С конца девяностых художник позволяет участвовать в своих акциях любому желающему за немалую сумму. Во время них в замке дежурят полиция и врачи.

Художник стал живым классиком, в Неаполе и австрийском Мистельбахе открыты два его музея. Работы Германа Нитча находятся в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), центре Помпиду в Париже, лондонской галерее Тейт и других известных центрах современного искусства.

nitsch

Музей Нитча в Неаполе. Фото: museonitsch.org

Арт-критик и бывший директор по развитию московской галереи Stella Art Foundation Николай Молок рассказывал в интервью телеканалу «Россия»: «Проводились социологические опросы — 99 процентов жителей Австрии знают Нитча. Я лично с ним ходил по улице Вены. К нему подходили люди и кланялись со словами ”профессор”».

В Москву Нитча привозили в 2010 году. Показывали живопись, фото и видео с акций. В галерею, где проходила ретроспективная выставка, пускали посетителей старше 21 года и предупреждали — экспонаты могут вызвать эстетический и эмоциональный протест. Time Out писал, что на выставке показывают сцены насилия, мазохизма и кровавые ритуалы.

nitsch

Нитч на презентации своей книги. Фото: facebook.com/nitschmuseum

Сейчас настало время подводить итоги. В сентябре 2015 года вышла монография о пятидесяти годах творчества Нитча. В книге тысяча страниц, а весит она шесть килограмм. Понадобилось три года, чтобы уместить туда всю информацию о художнике. Австрийские журналисты уже окрестили издание «Нитшепедией».