Вдохновение

Где коктейль, там и опера

Не ходит в академические залы на концерты? Не читает занудные программки с биографией композиторов? Не интересуется классической музыкой? Правильно делает. До знакомства с проектом амбициозного выпускника Санкт-Петербургской консерватории Владимира Фаншиля «Debut to Master» среднестатистический молодой человек в Малый зал петербургской филармонии – ни ногой.

Debut_to_Master

А что, ситуация изменилась? В какой-то степени да. За последние три года прогрессивная молодежь полюбила посещать светские рауты-концерты «International Opera All Stars» (в рамках «Debut to Master»), где среди неизменных напитков и угощений подают еще и прекрасную музыку, причем в чистом виде.

Идея создать новый проект, который помог бы стряхнуть пыль в академических залах и привлечь туда новую публику, пришла в голову дирижеру Владимиру Фаншилю ровно в тот момент, когда он стоял в Мариинском театре и размышлял, что бы такое новое сделать в культурной жизни страны? Ведь то, что можно было услышать и увидеть в стенах прославленных музыкальных зданий, Владимира не совсем устраивало. Хотелось бунтарства.

Debut_to_Master

Знаете, я ненавижу гала-концерты! Я считаю, что это невероятно скучный формат. Человек выходит, поет, потом кланяется, ему хлопают, выходит следующий… Между выступлениями нет никакой взаимосвязи. А должен быть концерт-сказка. Выступления должны перетекать одно в другое, чтобы была цельность.

Вернее, все было немного не так: идея проекта пришла в голову Владимиру, когда он встретил в Мариинском театре молодого и очень активного режиссера Василия Бархатова. А это весьма существенное замечание. Ведь в союзе с последним и мог получился «Debut to Master» — свежий взгляд на вечные ценности. Теперь в репертуаре «International Opera All Stars» можно услышать многое — от Верди до Дворжака.

Debut_to_Master

Василий Бархатов поставил более десятка опер. В 2013 году стал художественным руководителем оперной труппы Михайловского театра. Лауреат молодежной президентской премии «Прорыв». Известен такими работами, как «Братья Карамазовы», «Сказки Гофмана», «Yesterday Live», «Оливье-шоу».

Стараниями только этих двоих ребят, конечно, ничего бы не вышло. Если бы у проекта не появилась муза — актриса БДТ им. Г.А. Товстоногова Полина Толстун. Ее, кстати, называют одной из самых музыкально одаренных артисток современности. Вероятно, это так, иначе бы ни Владимир, ни Василий сотрудничать с ней не стали… В каждом из трех концертов серии «Debut to Master» она выполняла разные задачи. Всегда — на высоте. Ей удавалось многое: от чтения стихов Даниила Хармса до молчаливой обитательницы сцены, собирающей все аплодисменты зрителей после выступления музыкантов.

Debut_to_Master

Мы занимаемся тем, что провоцируем слом привычной структуры! Во время концерта я спокойно могу подойти к дирижеру и заговорить с ним. Представить такое на концерте Валерия Гергиева невозможно! Мы делаем все намного проще, чтобы зритель перестал чувствовать барьер между музыкантами и публикой.

У проекта солидный состав участников. На первом концерте «Debut to Master» выступал скрипач Юрий Ревич. На втором — пианист Серджио Тухутиу. В третьем концерте принял участие тенор Владимир Дмитрук. Сам же Владимир Фаншиль работал в Hamburgische Staatsoper (Гамбург) и с Budapest Festival Orchestra (Венгрия). В настоящее время он работает в Германии с Иваном Фишером в Konzerthaus Berlin.

Debut_to_Master

«Взрослая» 30-летняя молодежь, которая уже успела что-то сделать в своей (немузыкальной) области, с удовольствием приходит, чтобы приобщиться к миру искусства. И это несмотря на убеждение, что на концерт классической музыки «ты придешь, и будешь скучать».

Даже афиши концертов очень сильно отличаются от классической афиши в Филармонии. Для прошлогоднего выступления была создана афиша с черепахой для «Le carnaval des animaux» Сен-Санса. В Филармонии её не хотели вешать!

Debut_to_Master

Макет афиши концерта «Le carnaval des animaux»

Debut_to_Master

К сожалению, все, что делается в мире нового и непривычного, делается очень непросто. Люди должны выходить из комфортной зоны. Конечно, это очень сложно. Взять даже нашу программку на концерте. К чему привыкла публика? К стандарту. Хорошо, тогда открываем наш вариант и находим там неформальные письма-приветствия к публике. У нас очень свободный тон общения. Ведь очень скучно приходить на концерты и читать биографии композиторов и выступающих.

Качество исполнения на концертах традиционно высокое. Поэтому для гурманов, безусловно, это любопытно. Не слишком образованному в музыкальном плане человеку это интересно, потому что он имеет возможность попасть в абсолютно иной для него мир: придя на вечеринку коктейлей в филармонию (что уже само по себе новость), послушать великие музыкальные шедевры. А вдруг после таких концертов, он решит сходить и в Мариинский, и в Большой театр?! Да или просто запустить в плейлисте произведение Дворжака? Кто знает…