Вдохновение

Франсуа Ронсио: поиски своего искусства

В свои сорок с небольшим француз Франсуа Ронсио (Francois Ronsiaux) — весьма известный мультимедийный художник. Он активно экспериментирует с различными видами современного искусства. Однако на каком-то конкретном остановиться пока не может.

Francois-Ronsiaux

На заре своей карьеры Ронсио, как профессиональный сапер, осторожно прощупывал фотографическую почву. Его пробная серия снимков появилась в 2004 году и получила название Guides on Silesia («Гиды Силезии»). Для этого проекта Франсуа специально отправился в Польшу. Он хотел сделать фотоисследование Силезии — индустриального района, который в середине девяностых испытал настоящий кризис. Многие заводы были закрыты, другие развалились от старости. Объектив Франсуа четко «схватил» печальную картину действительности: грязные, изрисованные стены, обвалившийся кирпич, ржавеющие на открытом воздухе машины. Порой на фотографиях возникают странные персонажи — люди, облаченные в черные обтягивающие костюмы. Собственно, это были сами гиды, демонстрирующие масштабы развала.

Francois-Ronsiaux

Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux

Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux

Несмотря на злободневность темы, работы Ронсио особо резонанса в обществе не вызвали. Их появление на одной из экспозиций в Париже прошло практически незаметным. Разве что было пространное упоминание в выставочном каталоге. Поэтому француз решает на время отказаться от фотографии и заняться перформансами. Первым из таких экспериментов стала «Зона» (Zone) — попытка создать короткометражный фильм, где господствует только звук. На черном экране то и дело мелькают белые полосы разной ширины. Они меняются под ритм всевозможных шумов: скрипа шагов по свежему снегу, шелеста перелистываемых страниц, шипения старой пластинки, рева только что промчавшегося мотоцикла. Все стуки, свисты, шорохи были записаны в городской среде, а затем структурированы в некое подобие звуковой дорожки. Если прокрутить ролик несколько раз подряд, может возникнуть головокружение. Впрочем, такая реакция организма недалека от истинной цели перформанса. Ронсио хочет показать, что в обществе уже давно наступил массовый психоз, вот только мы не замечаем этого.

Это был мой первый опыт работы в команде. И надо заметить — удачный. Мы, а это в общей сложности пять человек, без труда нашли общий язык. Что касается звукового ряда, то мы его собирали не один месяц, ставя диктофоны в разных оживленных местах. Затем долго спорили, в какой последовательности «расставить» шумы. Но в конечном счете, мне кажется, попытка мультимедийного перформанса удалась.

Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux

Следующий — «Процесс сканирования» (Scan Process) — оказался более масштабным. Ронсио задумал провести его на сцене театра и для этого позвал всех желающих: друзей, родственников и просто хороших знакомых. В зале разместили камеру, которая передавала изображение на компьютер, а также два проектора и два экрана. На первый проецировалось только белое поле, разделенное на квадраты. На втором то появлялись, то исчезали фигуры людей. Они не были статичными. Одни участники эксперимента постоянно крутили головой, другие хватались руками за лицо, были и те, кто просто спал, пригревшись на стуле. Скомпоновав воедино диаметрально противоположные образы, Франсуа одновременно показывал, какие эмоции испытывает в данный момент каждый человек: разочарование, ненависть, ревность, радость. «Процесс сканирования» был продемонстрирован во многих странах мира и соотношение между положительными и отрицательными чувствами всегда было разнородным.

Франсуа Ронсио рассуждает:

Я могу объяснить такой феномен рядом факторов. Это может быть различная среда, условия жизни. В конце концов, сегодня на вас накричал начальник или вы выиграли миллион в лотерее. Вот, пожалуйста, — два абсолютно противоположных настроения.

Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux

Наэкспериментировавшись вдоволь с перформансами, Ронсио снова возвращается к фотографии. Но на этот раз его привлекают не пейзажи индустриальной разрухи, а тема апокалипсиса. В 2009 году француз начинает работать над самым своим крупным проектом «Единая Земля» (United Land). Это возможный сценарий того, что может произойти после потепления климата. Уже ни для кого не секрет, что каждое последующее десятилетие намного теплее предыдущего. С начала XX века температура выросла примерно на 0,74 градуса. Ученые связывают эту негативную тенденцию с повышенной концентрацией парниковых газов, образующихся в результате деятельности человека. Франсуа Ронсио предрекает полное затопление нашей планеты. Вода поднимется более чем на триста метров и полностью закроет города. От Парижа останется лишь шпиль Эйфелевой башни, от Стамбула — острие минарета. Изображения высоких строительных объектов художник взял не из интернета, а лично ездил с камерой по городам мира. На это ушло несколько лет. Свои фотографии мастер «погрузил» в мрачные темно-синие цвета морской стихии. Затопленные в одночасье населенные пункты, по улицам которых вместо машин плавают проворные рыбы, должны напомнить об эфемерности существования и зыбкости бытия. Ронсио обращает внимание на то, что современное общество, увлекшись прогрессом, вынашивает идею абсолютной безопасности. Но это иллюзия. Когда катаклизм даст знать о себе, начнется массовый психоз. «К чему он приведет подумать страшно. ”Единая Земля“ — это призыв к действию. Надеюсь, что еще не поздно», — говорит француз. Обрисовав жуткий апокалипсис в снимках, Франсуа снова покинул фотографическое искусство. Следующая остановка — инсталляция.

Francois-Ronsiaux
Francois-Ronsiaux