Вдохновение

Фантастика и вероломство образов

Фантастическое как определение для произведений литературы и искусства весьма сомнительно или нуждается в ряде важных оговорок. К этой категории, в принципе, существует некое пренебрежительное отношение в академических кругах, это ярлык, из-за которого многие достойные произведения исключены из рядов «серьезного искусства».

fantastika

Определиться с границами фантастического жанра в литературе и искусстве практически невозможно, потому что фантастика — это вовсе не жанр, а метод художественного творчества в целом. Все творчество по сути своей фантастично, так как является плодом воображения творца вне зависимости от того использует ли он в качестве средств изображения явления реального мира или выдуманного. Ведь даже если художник или писатель работает с предметами и привычными человеку явлениями, существующими непосредственно в его жизни, можно ли сказать, что художник не пользуется своим воображением для создания художественного образа?

Присутствие фантастического можно наблюдать практически в любом художественном произведении, достаточно вспомнить магриттовское «Вероломство образов», наглядно подтверждающее этот тезис. Однако есть направления, в которых оно проявилось с наибольшей интенсивностью. Итак, начнем.

fantastika

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Страшный суд»

Северное Возрождение

Если не брать во внимание произведения искусства Древнего мира, основанные на мифологическом сознании, то корень фантастического искусства следует искать в искусстве Северного Возрождения, в частности в творчестве Иеронима Босха. Он один из первых художников, изобразивших странных существ, не имеющих отношения ни к реальному миру, ни к миру каноничного христианского мифотворчества. Хоть тематика его полотен и остается отчасти религиозной, их образность выходит за пределы канонических изображений библейских сюжетов. В случае Босха мы впервые можем говорить о фантастических образах, порожденных воображением автора. Достаточно посмотреть на персонажей правой части триптиха «Сад земных наслаждений».

fantastika

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Помимо аллегорических изображений наказаний за грехи, художник вводит в свое произведение ряд фантастичных персонажей, имеющих подобие человеческого тела, но лица, напоминающие то птиц, то лягушек, то крыс. Босх расчленяет привычные формы, изменяет пропорции, соединяет несовместимое, переворачивает существующие взаимосвязи явлений, тем самым создавая фантастический мир, имеющий тесную связь с христианским пониманием ада.

fantastika

Иероним Босх «Страшный суд»

Романтизм

Романтизм — это больше, чем направление, это мировоззрение, завладевшее умами многих людей того времени, и оставшееся актуальным и по сей день. В первой половине XIX веке проявляется интерес к внутреннему, духовному миру человека, личность, индивидуальность выходят на первый план. Романтизм утверждает новую систему ценностей, в которой разум уступает место воображению и чувствам. Отсюда и тенденция к двоемирию, то есть к противопоставлению внешнего и внутреннего, «духовного царства» и «эмпирической реальности», как это определял Гегель. Таким образом, в искусстве возрастает значение фантазии и воображения, без которых невозможно изобразить невидимые глазу духовные явления жизни.

Так в произведении «Ночной кошмар» Фюссли представлено бессознательное начало, вырвавшееся наружу во время сна, иллюстрирующее собой внутреннюю, духовную жизнь человека, противопоставленную внешней, телесной. Материализованные образы сновидения оживают на полотне Фюссли, в то время как тело человека безвольно и почти безжизненно сползает с кушетки. Такое сочетание иррационального содержания и достоверного изображения, а также интерес к подсознательным процессам психики, предвосхитили появление сюрреализма в XX веке.

fantastika

Иоганн Фюссли «Ночной кошмар»

Один из наиболее ярких представителей романтизма  Франсиско Гойя мастерски сочетает в своем творчестве острое наблюдение жизни и гротескно-аллегорическое преобразование этих наблюдений в своих графических и живописных работах. Такова серия графических работ «Капричос», высвечивающая пороки, глупость человека и общества, в гротескно-искаженных мрачных образах.

Символизм

Направление, развивавшееся во второй половине XIX века, ключевыми темами которого был сверхчувственный мир, трансцендентная реальность, которая становится видимой с помощью символа. Символизм также есть особое свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым. Стремление человека к установлению видимых связей с имманентным А. Ригль называл «мистической художественной волей».

fantastika

Одилон Редон «Воздушный шар с глазом»

Одним из основоположников символизма считается Одилон Редон  французский художник, увлекавшийся творчеством Гойи и Эдгара По, которого на протяжении всей его творческой деятельности «терзало воображение». Его творчество принято относить к символизму, однако многие исследователи считают его началом сюрреализма. В творчестве Редона ярко выражено фантастическое начало, есть предположение, что он страдал психическими расстройствами и воплощал свои кошмары в произведениях. Редон писал в своем дневнике:

Мне пришла мысль о создании новых существ… меня называли визионером, но для меня это реальность… я это вижу. Это у меня в галазах…бессознательное — это, может быть, единственная реальность.

Он утверждает свое основное положение, придание жизни своим выдуманным существам, и заставляет жить их по «законам правдоподобия». Именно эта связь реального с нереальным и ориентация на бессознательное психики дает право считать Редона предтечей сюрреализма. Редон считал, что искусство не должно ничего определять, но должно переносить в «зыбкий мир неопределенного».

Символизм ориентирован на представление потусторонних миров, мистической, скрытой сути явлений. Символизм — это метод изображения идей в образах, часто таинственных, неопределенных и иррациональных.

fantastika

Альфред Кубин «Путь в ад»

fantastika

Арнольд Беклин «Остров мертвых»

Сюрреализм

Данное направление начинает активно использовать достижения новой науки — психологии. В своих образах сюрреалисты стремились избавиться от рационального осмысления действительности, полностью посвятив свое творчество бессознательному. Сюрреалисты стремились постичь реальность, находящуюся за кажущейся действительностью путем неконтролируемого творчества, методом механического письма. В основе сюрреализма — раскрепощение подсознательных процессов как творческий метод, чистый психологоческий автоматизм.

fantastika

Ив Танги «Мама, папа ранен!»

Так художник Ив Танги с его безлюдными мистически холодными пейзажами, лишенными связи с привычными предметами реального мира, является одним из основоположников этого направления. Танги создал собственный уникальный мир, со своей природой и образами, при этом сочетая вымысел с детальной проработкой, заставляющей ощущать подлинность этого иного фантастического мира. Танги стремился к выражению бессознательного в пластических «реальных» формах.

Многие другие представители сюрреалистического направления в живописи, например Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт, в своем творчестве использовали образы реальной действительности, но преобразуя их с помощью намеренных искажений.

fantastika

Сальвадор Дали «Искушение святого Антония»

Таким образом, сюрреализм являет мир глубин бессознательного, тем самым затрагивая одну из самых загадочных тем в изучении человеческой психики. В качестве художественного метода сюрреалисты использовали автоматическое письмо, гротеск, искажение пропорций и форм, сочетание частей различных предметов, игру с пространством. При этом изображение фантастических образов сочетается с детальной реалистической проработкой, создавая тем самым иллюзию реальности сюрреалистической образности.

Фантастический реализм

Этому направлению свойственна ориентация на традиции немецкого Возрождения, в частности, на творчество Иеронима Босха. Ключевыми характеристиками направления являются мистико-религиозный характер, вневременность, исследование потаенных, скрытых явлений как человеческой души, так и мира в целом. Стоит отметить тесную связь фантастического реализма с символизмом, так, например, у Гигера есть свое прочтение «Острова мертвых» Беклина, а образы Брауэра визуально схожи с мистическими образами символизма.

В середине XX века Эрнстом Фуксом, Ариком Брауэром и рядом их сподвижников была основана Венская школа фантастического реализмаАрик Брауэр — один из немногих действительных членов Венской школы фантастического реализма, его творчеству присуща некая мистическая наивность образов, часто носящих религиозный характер.

fantastika

Питер Грич «Ковчег»

Питер Грич, ученик Брауэра, создает в своих произведениях безлюдные образы неизвестных миров, чаще всего представленные в виде ржавых металлических конструкций. Грич создает некий постапокалептический мир, при этом абсолютно вневременной.

Гигер, создатель знаменитых монстров для фильма «Чужой», в своих работах изображает мир кошмаров, неземных существ, угрожающих и жутких, однако, имеющих непосредственное отношение к нашему миру. Друг Гигера, американский психолог Тимоти Лири, писал о его творчестве (цитата из книги «ХР ГИГЕР ARh+»):

Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки — за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше — в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это — мы.

fantastika

Ганс Гигер «Некроном IV»

Неосюрреализм

Появление этого направления связано со второй волной сюрреализма в конце 1970 годов, в эти годы появляется множество направлений, визуальная образность которых схожа с сюрреализмом, однако содержательно они относятся скорее к фантастическому или символическому искусству. Действительно, визуальный язык этого направления схож с сюрреализмом, однако оно не связанно с идеями освобождения от разума и творческого автоматизма, лежащими в основе сюрреализма. Джорж Грие — самый яркий представитель неосюррелизма, его произведениям свойственны сложные, иррациональные комбинации пространства и форм. Грие, как и многие представители этого направления, является сторонником цифрового искусства. Появление неосюрреализма связано с отходом от классических техник изображения в сторону новых технологий.

fantastika

Джорж Грие «Утренний Туман»

Дальше некуда!

Крайними формами фантастического направления являются виженари-артпредставляющий из себя спонтанное изображение увиденного в измененном состоянии сознания, и ар брют — искусство маргиналов, аутсайдеров и душевнобольных. Но эти направления заслуживают отдельной статьи.