Вдохновение

Эбру: по следу воды в истории искусства

Эбру — техника рисования, насчитывающая несколько столетий истории. Среди исследователей нет единого мнения о том, где именно на Востоке зародилось это искусство. Некоторые источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где и переняли его фарсы, от которых оно перешло к туркам-османам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли и турки.

ebru

Существует даже версия о более древнем происхождении этой техники: «Есть основания полагать, что это искусство произошло от шаманов, чьи ритуалы похожи на процесс создания рисунков на поверхности воды. Об этом же говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая. Возможно, эта техника получила развитие в близлежащих районах Китая, откуда лишь через десяток веков узнали о способе изготовления бумаги, а вместе с ним и о мраморировании». (Татьяна Кириллова, Студия «Эбру-арт», г. Москва)

Название «эбру» также загадочно и таинственно, как и само искусство. В арабском и персидском языках исследователи обнаруживают слова, которые могли бы лечь в основу этого названия. Их значения перекликаются по смыслу, то это арабское «вода для лица», то персидское «облако».

Эбру — техника рисования, которая призвана имитировать на бумаге рисунок мрамора, а также другие фактуры. Техника исполнения требует полного сосредоточения и уверенности в движениях. Находясь в состоянии нервной нестабильности, работа невозможна, поэтому очень важным аспектом является личность художника.

ebru

В средневековой Турции уникальная техника перенесения изображения, созданного изначально на поверхности воды, на бумагу служила подчас вполне утилитарным целям. Мраморированную бумагу использовали для государственных документов, договоров и т. п. В то время это было эквивалентом современных водяных знаков и способов защиты. Эбру надежно защищал каждый документ, делая его уникальным. Также бумага эбру использовалась для написания духовных текстов, для каллиграфии.

Появившись в Европе данный вид искусства, претерпел различные трансформации. Эбру очень тесно связано с естественной средой в части получения и обработки материалов. В связи с этим каждая страна адаптировала методы, выбирала свои материалы, изменяла рецепты в соответствии с местными особенностями. Таким образом, искусство все более индивидуализировалось. До сих пор многие мастера предпочитают не раскрывать своих методов рисования и технологии подготовки материалов, чтобы никто не смог получить даже отдаленно похожий результат.

С развитием книгопечатания и на протяжение всего последующего времени эбру получило новый виток популярности и развития. Его стали использовать при печатании книг, страницы с отпечатками вставляли как иллюстрации или красочные форзацы. Техника исполнения таких произведений того времени поражает своим разнообразием, яркостью примеров и богатством деталей.

ebru

В это же время вышло несколько англоязычных книг о технологии эбру, что дает нам исторические подтверждения о развитии этого искусства в Европе. Стиль, наиболее напоминающий современные техники этого вида искусства, сформировался во времена позднего Средневековья и Ренессанса в Италии и Испании. В Венеции и Флоренции, тогдашних оплотов развития искусства и науки, эбру получило бурное развитие. Флорентийские мастера прославились мастерством создания особого мраморного рисунка, присущего только их художественной школе. С течением времени мастерство мраморирования бумаги сохранило не только свою значимость как искусства, но и востребованность в повседневных областях жизни.

ebru

Современные художники и дизайнеры активно используют эбру как в создании произведений искусства, так и в декоре. Основа технологии заключается в использовании специальным образом подготовленных красок, которые способны держаться на поверхности воды, налитой в специальный резервуар. Краски наносят на воду, а затем особым образом формируют изображение, которое после переносят на поверхность бумаги.

ebru

Веками для эбру использовали натуральные краски, получали их из цветных камней, глины и прочих органических пигментов. На первом этапе краску измельчают в порошок. Этот процесс производится с использованием специального камня и мраморной доски. Интересным фактом является то, что камень для подготовки красок и мраморная доска должны быть одинаковой степени жёсткости. В противном случае камень может повредить доску, или мраморная крошка попадет в краску, что её испортит.

ebru

ebru
desteseng

В процессе измельчения в пигмент постепенно добавляется вода. Процедура измельчения и замешивания краски длиться по несколько часов и зависит от материала, из которого краску получают.

Кроме воды в краску также добавляется бычья желчь, этот компонент крайне важен для состава краски, так как определяет её функциональное качество. После добавления всех необходимых элементов краска должна настаиваться один или два месяца, в течение которых краску будут помешивать, встряхивать, а также вновь добавлять желчь и воду. Процесс выдержки краски крайне важен, так как недостаточно потраченное на это время грозит качеству краски, она будет бледной, а также будет плохо ложиться на бумагу.

ebru

ebru

В современном мире искусства вы, конечно, сможете приобрести уже готовые краски. Тем не менее некоторые мастера предпочитают кропотливую работу по подготовке красок, чтобы наверняка быть уверенными в результате. К тому же, в этом проявляется и философия Эбру как процесса, в котором значим каждый этап.

Мастерство художника заключается в создании особого контроля, который позволяет ему понять, сколько времени необходимо выдерживать момент соединения бумаги и рисунка на воде, как поведут себя краски в момент разъединения. Всё это не укладывается в какую-либо систему или рецептуру и может быть передано только в словах «он чувствует, как это сделать». Интуитивность и гармоничность делает искусство эбру похожим на волшебство. Можно с уверенностью сказать, что процесс создания так же прекрасен, как и сами произведения.

Независимо от того, какова задача художника и каков уровень его мастерства, эбру — это всегда уникальный художественный опыт, где единым организмом становится материал, стихия и человек. Это не присуще академической живописи, и эта особенность делает эбру чем-то бОльшим, чем просто особой техникой рисования или видом искусства. Занимаясь эбру, художник приобщается к древнему знанию, мистической художественной тайне, чтобы создать свою.

ebru