видео

Были ли киностудии в дореволюционной России?

Когда мы говорим о русском кино, сразу думаем об СССР. Но и до революции в Российской империи существовал кинематограф и свои собственные киностудии.

russkoe-kino

История дореволюционной киноиндустрии

В 1896 году француз Рауль Гюнсбург впервые показал в Москве ролики братьев Люмьер. Удивительно, но ажиотажа кино не вызвало — в стране были сильные политические волнения, и развлечения людей интересовали мало. Через год, в 1897 году, в Москве открылся первый Электрический театр, где демонстрировали киноленты… и снова: ничего! Московская публика была пресыщена великолепными театральными постановками Станиславского. На их фоне неуклюжий кинематограф было сложно воспринимать всерьез. Поэтому Электрический театр закрылся быстро, а кино превратилось в ярмарочный аттракцион.

Все изменилось лишь в 1903 году, когда был открыт «Новый электрический театр». Грамотная реклама, данная во все газеты, сделала свое дело, и первых посетителей театр заполучил. Далее — дело техники. В то время в мире бушевали войны, и кинотеатр скупал хронику, которая пользовалась у москвичей большим успехом. Смотреть зверства на экране было интереснее, чем просто читать газету. Кинотеатры стали открываться одни за другим, и возникла новая проблема: что же показывать жаждущим зрителям? Эту проблему взялись решать молодые авантюристы, первые кинопродюсеры дореволюционной России.

russkoe-kino

Здание «Нового Электрического театра»

Торговый дом Ханжонкова

В 1906 году подъесаул Александр Ханжонков приехал в Москву, чтобы купить в фирменном магазине киноаппарат. Там он разговорился с местным приказчиком Эмилем Ошем, и они решили начать бизнес вместе. Ош предложил стандартную для того времени схему — поехать в Америку и Европу, чтобы закупить там кинокартин, а после вернуться обратно. Однако на деле все оказалось не так радужно, как представлялось бизнесменам — прибыль от первой поездки составила всего 10%!

Поэтому Ханжонков стал писать письма во все киностудии, чтобы они предоставили ему копии без предоплаты. Удивительно, но это сработало! Предприниматель тут же избавился от своего недальновидного партнера и стал единственным владельцем «Торгового дома Ханжонкова».

russkoe-kino

Александр Ханжонков

Он мог бы снять первый в России фильм, но не справился с организацией, и его конкурент Дранков опередил его, поставив «Понизовую вольницу». Ханжонков не расстроился и переманил к себе Гончарова — лучшего и единственного режиссера студии Дранкова. После этого дела студии пошли в гору, и в 1911 году Ханжонкову все же удалось опередить всех. Ему удалось выпустить первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

russkoe-kino

Кадр из фильма «Оборона Севастополя»

Во время революции 1917 года Ханжонков переехал в Ялту и начал снимать фильмы там. Он мечтал построить аналог Голливуда в Ялте и даже начал строительные работы, но его планам помешал приход советской власти, и в 1920 году Торговый дом Ханжонкова перестал существовать.

Интересные факты о торговом доме Ханжонкова:

  • За 13 лет существования студии было снято около тысячи художественных и документальных фильмов.
  • Именно на киностудии Ханжонкова работал знаменитейший киноактер немого российского кино Иван Мозжухин.
  • Ханжонков был первым кинематографистом, которому русские банки согласились выдать ссуду для развития бизнеса.

Торговый дом Дранкова

Основатели следующей студии, братья Александр и Лев Дранковы, изначально были фотографами и содержали собственное фотоателье. Дело было прибыльным, но Александра заинтересовал кинематограф — он не мог не заметить, как быстро в Москве появлялись новые кинотеатры. Поэтому он уехал в Париж, где занялся изучением киноиндустрии. Вернувшись в 1907 году, он окончательно отказался от фотоискусства и начал снимать кинорепортажи. Признания он добился после съемок знаменитой хроники «День восьмидесятилетия Л. Н. Толстого».

russkoe-kino

Александр Дранков

А уже через два месяца он выпустил первый в Российской империи фильм «Понизовая вольница». Эта картина еще примечательна тем, что в ней впервые использовался наезд камеры и спецэффекты. Последние заключались в подмене тела актрисы на манекен.

russkoe-kino

Кадр из фильма «Понизовая вольница»

После успеха «Понизовой вольницы» Дранков продолжал снимать кино и хронику. Но большим минусом его киноателье было отсутствие собственного проката, что очень осложняло продажу кинокартин. Из-за нехватки финансирования киностудии приходилось браться абсолютно за все предложенные им заказы.

Кстати, именно поэтому безвкусие в среде кинематографистов часто зовется «дранковщиной». Тем не менее это не помешало студии просуществовать до 1917 года, когда грянула революция и Дранков бежал сначала в Крым, а потом в США, где следы его затерялись.

Интересные факты о торговом доме Дранкова:

  • Дранков лично показывал императору Николаю II свой фильм «Трехсотлетие дома Романовых».
  • Дранков всю жизнь соперничал с Ханжонковым. Последний даже выпустил фильм-сатиру под названием «Хаим-кинематографщик», где высмеивал семейное еврейское предприятие Дранкова.
  • На студии Дранкова впервые выпустили «сериал« под названием «Сонька-Золотая Ручка». Было снято целых 5 эпизодов!

Торговый дом П. Тиман и Ф. Рейнгардт

В 1902 году Павел Тиман жил в Париже и сотрудничал со знаменитой кинофирмой Gaumont. Он усердно работал, и через два года его трудолюбие было вознаграждено.

russkoe-kino

Представительство фирмы «Gaumont» в Париже, где работал Тиман

В 1904 году Тиман вернулся в Москву и открыл российское представительство Gaumont. Получив необходимый опыт в кинематографической сфере, в 1907 году он открыл свою собственную студию под названием «Торговый дом П.Тимана и Ф. Рейнгардта». Его партнер Рейнгардт был табачным фабрикантом и мало понимал в кино, зато готов был вкладывать в предприятие деньги.

Тиман, как дальновидный предприниматель, решил помимо кинопроизводства наладить прокат и выкупил для этого фирму «Глория». Теперь торговый дом мог не только производить, но и самостоятельно показывать свои фильмы. Европейская схема развития была реализована с блеском. Немаловажную роль в стремительном успехе студии сыграл еще и выбор сюжетов для будущих картин. Тиман занялся экранизацией русской классики, что весьма нравилось публике.

russkoe-kino

Кадр из фильма «Крейцерова соната»

Однако его карьера закончилась даже раньше, чем случилась революция. В 1914 году началась Первая мировая война. Тиман, как этнический немец, был выслан из Москвы в Уфу, а кресло директора заняла его жена. К несчастью, ей не удалось справиться с управлением студией, и вскоре «Торговый дом П. Тимана и Ф. Рейнгардта» перестал существовать.

Интересные факты о торговом доме П. Тимана и Ф. Рейнгардта:

  • Настоящее имя Павла Тимана — Пауль.
  • Именно Тиман посоветовал Самуилу Лурье создать первый кинематографический журнал «Сине-Фоно».
  • Тиман открыл для кинематографа знаменитого режиссера Якова Протазанова.

Товарищество Ермольева

Еще будучи студентом, Ермольев работал в качестве переводчика в фирме Pathe. За несколько лет он сменил множество кинопрофессий и успел изучить индустрию со всех сторон. В 1914 году он решил открыть свою фирму, но поскольку относился к делу серьезно, съемочный павильон у Киевского вокзала строили долго, и сначала снимать приходилось на арендованных площадках. Хотя и это удавалось успешно, за время ожидания павильона удалось снять около 30 картин!

russkoe-kino

Иосиф Ермольев

Как и у многих, у Ермольева не было своей прокатной фирмы. Но здесь ему пришел на помощь бывший работодатель — Pathe. Из-за Первой мировой войны у них как раз были проблемы с поставками фильмов, и поэтому они пошли на сотрудничество с русским продюсером.

Следующим шагом в развитии студии стала «кража кадров» — Ермольев умудрился переманить актера Мозжухина у Ханжонкова и режиссера Протазанова у Тимана. Сотрудничество гениев было плодотворным: актер и режиссер вместе создали знаменитую картину «Отец Сергий», которая считается классикой российского немого кино.

russkoe-kino

Кадр из фильма «Отец Сергий»

А вот «Пиковую даму» Ермольев снимать не хотел. По его мнению, фильм имел недостаточно броское название, но Протазанову удалось его уговорить. В результате «Товарищество Ермольева» стало самой успешной студией Российской империи, опередив «Торговый дом Ханжонкова».

Дело было не только в качестве кинокартины, но и в тактическом просчете. Киножурнал Ханжонкова «Пегас» оставил о новом фильме нелестные отзывы, а все остальные издания встречали картину с восторгом. Разумеется, студия Ханжонкова быстро потеряла авторитет в кинематографической среде.

russkoe-kino

Кадр из фильма «Пиковая Дама»

Эта студия просуществовала дольше других. С наступлением революции товарищество переехало в Ялту, а затем в Константинополь и Париж. Вплоть до конца 1922 года Ермольев и его команда продолжали делать кино уже под новым именем «Русское кинематографическое общество И. Н. Ермольева и Ко.

Интересные факты о товариществе Ермольева:

  • На этой студии производились уникальные «песенные фильмы» — экранизации русских романсов и песен.
  • При товариществе был создан журнал «Проектор», чья уникальность состояла в том, что он давал справедливую оценку кинематографу, а не только хвалил фильмы студии Ермольева.
  • Ермольев долго оставался в профессии, даже работал в Голливуде как продюсер.

Торговый дом «Русь»

Михаил Трофимов начинал свою карьеру с самых низов и прошел путь от мальчика-разносчика до крупного строительного подрядчика. В 1910 году в Костроме он попробовал переквалифицироваться в деятеля культуры. Трофимов занял здание «Современного театра» и начал показывать на его сцене спектакли и кинофильмы. Убедившись в успехе предприятия, он направился в Москву.

russkoe-kino

Афиша Современного театра

Уже к 1915 году он смог наладить свое производство и прокат фильмов, образовав фабрику «Русь». Руководить художественным отделом поручили Моисею Алейникову. Он начинал как инженер, но увлекся кинематографом и стал журналистом. Его статьи публиковали такие известные журналы, как «Сине-Фоно» и «Проектор». Алейников легко перешел от теории к практике, и студия стала быстро расти, но обогнать Ханжонкова и Ермольева так и не удалось.

Во время революции, студия переехала в Одессу, но к 1920 году Трофимову пришлось покинуть Россию. Вернулся на родину он уже в 1924 году и стал снова работать на своей студии. За маленьким исключением — киноателье «Русь» больше ему не принадлежало. Оно стало большой производственной кинокомпанией под названием «Межрабпом-Русь». Долго проработать под гнетом советской власти Трофимов не смог, поэтому он вернулся в сферу строительства и следы его затерялись.

Интересные факты о торговом доме «Русь»:

  • В постановках этой киностудии принимали участие актеры МХТ, например Иван Москвин.
  • На основе предприятия «Межрабпом-Русь» была создана современная киностудия им. Горького.
  • Михаил Трофимов не любил церемониальных обращений, поэтому на киностудии все его называли «дядей».

Неизвестно, как сложилась бы история кинопроизводства в России, если бы не Октябрьская революция. Приход СССР изменил индустрию, но не смог уничтожить неповторимую атмосферу ранних российских кинокартин. Например фильм «Отец Сергий», блестяще демонстрирует времена, когда на русской земле еще правила династия Романовых.