Мода

Село точно по фигуре

Напечатанные на 3D-принтере платья, костюмы, юбки медленно, но верно заполняют гардеробы современных модниц. Сторонниц новейших тенденций не пугают ни высокая цена, ни прикрепленные к нарядам значки типа «стирке не подлежат», «при повреждении не восстанавливаются». Несомненно, свою роль играет стадное чувство: если у подруги уже есть, почему я это еще не купила?

Дизайнеры тем временем вовсю стараются улучшить свои 3D-коллекции, сделать их более привлекательными, необычными. Борьба идет не только за количество, но и за качество товара. Многих кутюрье не устраивает, что 3D-продукция весьма груба на ощупь, на манекенщицах сидит колом, как будто перед показом на нее вылили килограмма два разведенного крахмала.

Джессика Розенкратц (Jessica Rosenkrantz) принадлежит как раз к такой группе модельеров. Свое первое 3D-платье она сделала года три назад. Однако широкой публике его так и не представила. И дело не в том, что наряд оказался плох и ужасен. С ним как раз было все в порядке. Просто Розенкратц хотела перво-наперво опробовать изделие на себе. Она ходила в нем по дому и даже пару раз надела в свет. Дизайнеру было важно уяснить, как ведет себя платье, когда на дворе плюс двадцать или минус десять, каковы тактильные ощущения при соприкосновении с полимерной материей. Аллергии на коже туалет не вызвал. Но ткань, по мнению модельера, подлежала серьезной доработке. Розенкратц мечтала превратить суровую рогожу в воздушные кружева.

PHOTO-7

Для начала совместно c дизайн-студией Nervous System Розенкратц разработала специальную компьютерную кинетическую программу. Софт позволял формировать наряды не по лекалам и выкройкам, а при помощи треугольников разных размеров. В зависимости от модели и фасона, их количество можно было увеличивать или уменьшать. Скреплялись виртуальные сегменты благодаря таким же виртуальным небольшим крючкам-загогулинам. Их реальные аналоги часто встречаются в детских конструкторах. Размер «готового» электронного изделия уменьшали на 85%, сохраняли в файл и отправляли на печать. Принципиально важный момент: платье «вырезалось» из цельного куска полимера и не требовало дальнейшей «пошивки» и сборки.

PHOTO-13

PHOTO-8

Первый блин, как это водится, получился комом. Создав красивую трехмерную модель, ее отправили на 3D-принтер. Умная машина фырчала в течение двух дней, выполняя предложенный заказ. Еще полдня понадобилось, чтобы извлечь наряд из груды мусора. С осторожностью археологов рабочие тщательно удаляли каждую ненужную деталь. Затем изделие промыли и высушили. Тут-то и проявились все дефекты. Крючки оказались слишком большими. Они абсолютно не гармонировали с треугольными сегментами. К тому же сами крепления были весьма слабыми: при любом неверном движении платье разваливалось по частям. Джессика Розенкратц так вспоминает этот опыт:

Не буду скрывать, мы абсолютно не знали, как поведет себя готовое изделие. Нам лишь оставалось предполагать, что мы движемся в правильном направлении. Но мы были не правы. Крючки — это лишь часть проблемы. Нам не понравилась сама структура материала, она была зернистой и напоминала шершавую кору дерева.

PHOTO-12

В планы модельера использовать изделие с таким низким качеством «ткани» не входило. Джессика хотела максимально приблизить искусственный полимер к натуральным материям. Для этого пришлось не один раз вносить изменения в компьютерный софт и настройки принтера. О том, сколько 3D-нарядов стали жертвой эксперимента и угодили прямиком в корзину, говорить не приходится. Но упорство девушки все же взяло вверх. Она добилась, чего хотела. Ее творение — ажурное маленькое вечернее платье — было верхом гениальности. Легкое и с филигранной решеткой, оно в точности повторяло фигуру своего обладателя. В это трудно поверить, но воздушный туалет состоял из 2279 треугольников, которые были соединены между собой 3316 петлями. Снимался и одевался наряд при помощи скрытых железных кнопочек. Изящество платью придавал полукруглый вырез, а также слегка открытая спина. Чуть выше колен спереди и сзади небольшой аккуратный шлейф. Но самое удивительное: принтованное изделие развивается при ходьбе! Пару шагов — красивая волна, если немного покружиться — объемный колокол. Кроме этого, его можно не только вешать на вешалку, но также складывать в несколько раз и убирать в шкаф! Розенкратц отмечает:

Для меня, как модельера, был важен прежде всего комфорт при носке. Поэтому мы сделали все, чтобы достичь результата. Честно говоря, мы еще подумывали о том, чтобы наряд можно было гладить. Но на сегодняшний день такая технология не в наших силах.

PHOTO-10
PHOTO-9

PHOTO-4
PHOTO-3

Пока в виртуальном 3D-ателье Джессики Розенкратц изготавливают платья только двух цветов — черное и белое — для торжественных раутов и свадебных церемоний. Но вскоре дизайнер хочет дополнить гамму зеленым, синим и желтым цветами. Специалисты говорят о прорыве в пошиве технологии одежды, а галеристы тем временем сломя голову гоняются за нарядами Розенкратц. Музей современного искусства в Нью-Йорке за приличную сумму приобрел один из нарядов модельера и сделал его частью своей постоянной экспозиции. Вот так приходит слава…

PHOTO-2