Совместная работа оказалась весьма плодотворной. Впрочем, по-другому не могло и быть. Ведь девиз сюрреалистов гласил: «Красота —это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». В живописи это рандеву сна и реальности организовали Сальвадор Дали, Макс Эрнс, Рене Магритт, в кинематографе – Луис Бунюэль, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. А консервативный мир моды взорвала и поставила все с ног на голову итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли.
Застежка-молния, накладные плечи, объемный крой, жесткие ткани — все это появилось благодаря ей. Скиапарелли открыла один из первых в мире бутиков, заложила основы pret-a-porte и превратила обычное дефиле в яркое, праздничное шоу. И именно она подарила женщинам раздельный купальник (да еще телесного цвета!) и первую юбку-шорты.
Скиап (как все её ласково называли) стала первым кутюрье, чьи работы появились в постреволюционной России. Недаром её друг Жан Кокто утверждал: «Эльза умеет заходить слишком далеко».
Однако, в начале 20-х вряд ли кто-то мог предположить, что Скиапарелли ждет головокружительная слава. В то время она подрабатывала экскурсоводом и показывала туристам исторические достопримечательности Парижа. Ее слушателями чаще всего были жены богатых американцев. Этих дам интересовала не столько архитектура французской столицы, сколько местные бутики. Сначала это сильно возмущало Эльзу, но вскоре натолкнуло на гениальную идею: создать то, что никто не купит ради престижа, но каждый захочет увидеть. И Скиапарелли твердо решила: нужно шокировать публику! Первая коллекция, которую она представила зрителям в 1927-м году, состояла из свитеров.В их орнаменте дизайнер использовала африканские мотивы.
Позже была работа над спортивной одеждой, и, наконец – новое направление – вечерние наряды. Скиапарелли находится на пике славы и создает платья для раутов в виде дождевиков, необычайно расшитые сари, пуговицы в форме луидора – французской монеты. Модельер тет-а-тет активно сотрудничает с сюрреалистами. Ее фантазия не знает границ. Так, по эскизу художника Жана Кокто Эльза сотворила платье с рисунком в виде двух женских профилей, образующих вазу с цветами. А великий Сальвадор Дали подсказал ей идею сумки-телефона, а также платья с омаром и листиками петрушки. Под влиянием этого художника родились эскизы перчаток с карманами для спичек и необычные шляпы, которые могли выглядеть как чернильница или поношенная туфля.
Современным дизайнерам пообщаться с глазу на глаз с мэтрами сюрреализма не пришлось. Однако модельеры нашли оригинальный выход – копировать детали картин известных живописцев. И теперь весьма охотно воплощают в своих работах идеи представителей техники “ready made”.
Например, знаменитые усы Дали на лице Мона Лизы от Марселя Дюшана отныне часть коллекции бижутерии «Ривер Айслэнд энд ЭйСос» (River Island and ASOS).
А «Пейзаж с бабочками», написанный Дали в 1956-м году, стал отправной точкой для другой, уже обувной коллекции Альберто Гвардиани.Туфли с каблуком — бабочкой на шпильке– точная копия шедевра сюрреалиста.
Коллектив брэнда «Велком Сомпаньонз» (Welcome Companions) решил повторить элементы картины Рене Магритта «Сын человеческий» и создал сумку в виде котелка. Смотрится этот предмет аксессуара весьма необычно и стильно.
Той же компании принадлежит идея сшить кошелек для мелочи в форме перчатки. В качестве прототипа была взята работа Магритта «Жоржетт», написанная мастером в 1937-м году и посвященная первой любви художника.
Детали другого полотна, датированного 1935-м годом, где главный персонаж все та же Жоржетт, стали эскизом для великолепного топа из крепа с вышитым воротничком. Так творчески подошла к шедеврам Магритта итальянская компания «Виветта» (Vivetta).
Дом моды «Розамозарио» (Rosamosario) привлекла еще одна картина бельгийского художника – «Прекрасный мир». Таким образом, на свет появился комплект женского нижнего белья с рисунком «Облака», в стиле 20-х.
«Брачаллини» (Braccialini) превратил «Загадку Гитлера» Дали в аккуратную кожанную сумку в форме телефона – дань аппаратам 20-го века. Круглый диск и ремешок в виде резинового провода. Верх оригинальности.
Компания «Монсеррат де Лука» (Monserat De Lucca) нашла свое применение предмету, изображенному на картине Рене Магритта «Это не трубка». Аксессуар для заядлых курильщиков в интерпритации итальянцев ни что иное как украшение на шею с необычным кулоном — трубкой. Простой путь к простым вещам.
«Карнавал арлекина» испанца Жоана Миро вдохновил Диану Вон Фурстенберг на пошив клатча в форме одной из фигурок домино. Сумка представлена в лимитированной коллекции.
По-прежнему дизайнерам не дает покоя полотно Дали «Лицо Мей Уэст, которое может быть использованно как квартира». Команда «Москино шип энд Шик» (Moschino cheap and chik) создала брошь из страз в форме губ.
Что может быть лучше, чем старая добрая классика, даже если она представлена в эпатажном стиле – сюрреализм? Ведь с картин всегда можно отправиться на подиум!