Эти принтеры печатают детали для автомобилей и самолетов, создают массивные строительные блоки, мебель от рококо до модерна, музыкальные инструменты и даже… импланты для зубов. Добрались гибкие щупальца объемной печати и до одной из самых изящных индустрий — Haute Сouture. На модных показах известные кутюрье все чаще представляют изделия, выполненные при помощи 3d принтера.
Нельзя сказать, что новые трехмерные возможности в одночасье заинтересовали австрийского дизайнера Юлию Кернер (Julia Körner). Консерватор и традиционалист по духу, она долго и въедливо изучала возможности 3d печати. Кернер хотела выяснить прежде всего: не принесет ли принтованная одежда вред здоровью? Дизайнер консультировалась со многими специалистами, самостоятельно листала страницы толстых научных трудов, воочию наблюдала за тем, как работает 3d принтер. Решившись все же на эксперимент, она в соавторстве со своей давней подругой, датским модельером Ирис ван Херпен (Iris van Herpen), взялась испробовать фотополимер, который в узких кругах «проходил» под кодовым названием TPU 92A-1. Процесс, как и предполагалось, оказался не из легких, но в то же время весьма увлекательным. Херпен нарисовала на бумаге эскизы жакета и нескольких платьев. Их данные запрограммировали в компьютер. Туда же ввели нужный размер моделей. Скажем, 38-й. Информацию скомпилировали и отправили на принтер.
Пучок сильного лазера точно разрезал полимер в нужных направлениях. Теперь оставалось «освободить» образец от мусора. По словам Кернер, эта операция очень напоминала чистку отваренного вкрутую яйца от прилипшей к нему скорлупы:
Трехмерный проект получил название Hybrid Holism и был с успехом представлен на неделе высокой моды в Париже. В созданных Кернер и Херпен полимерных вечерних платьях не было лучезарности шелка, теплоты шерсти, эфемерности шифона. Зато наряды казались очень хрупкими наощупь. А их рисунок напоминал фигурки расплавленного и застывшего воска. Вот многочисленные изящные руки, а вот — птицы, устремившиеся ввысь. Позже журналисты, проникшие после дефиле в гримерную и пообщавшиеся с моделями, выяснили два интересных факта. Полупрозрачная текстура полимера создавала на теле человека эффект растекающегося меда. К тому же на изделиях, выполненных из подопытного TPU 92A-1, полностью отсутствовали швы!
Юлия Кернер рассказывает:
Коллекция Кернер-Херпер тут же попала в почетный список самых удачных изобретений XXI столетия по версии журнала Times. Вдохновившись успехом, Кернер продолжила опыты с другими полимерами. Она хотела найти такой материал, который по своей структуре был бы похож на натуральные ткани. Им оказался Polyjet Flex, состоящий из множества тончайших слоев толщиной в 16 микрон каждый, он идеально подходил для создания ажурного рисунка на нарядах.
Кернер снова связалась со своей подругой Ирис ван Херпен. Совместно они разработали еще одну полимерную коллекцию вечерних платьев — Voltage. На этот раз на смену застывшему воску пришли прочные суровые нити, похожие то ли на мощную паутину, сплетенную пауком-гигантом, то ли на кружево, сотканное в холодных вологодских краях. Кернер рассказывает:
Как любой дизайнер, Юлия хотела бы запустить свои полимерные трендовые коллекции в массовое производство. Впрочем, дизайнер понимает всю зыбкость идеи. И дело даже не в том, что свойства этого материала до конца не изучены. Печать в 3d на сегодняшний день — процесс весьма дорогостоящий. И пока он будет держать эту высокую планку, купить трехмерные платья, блузки, брюки и жакеты смогут лишь состоятельные ценители моды от-кутюр. Впрочем, Кернер уверена: это вопрос времени. Технологии развиваются с такой скоростью, что, возможно, в скором будущем трехмерная одежда будет висеть в каждом втором среднестатистическом магазине.