for him

Мода как симптом эпохи Уробороса

Нет ничего интереснее трансформаций, которые происходят в коллективном бессознательном.

moda

Незначительная модная деталь провоцирует глобальные изменения в мышлении миллионов людей. И, наоборот, что-то сдвигается в темных глубинах психики населения, и вот уже в дизайне появляется очередная необоснованная, на первый взгляд, глупость. Давайте понаблюдаем вместе за этими процессами без всякой цели, без попыток вмешаться и что-нибудь изменить. Подчеркнем, разговор будет не о моде, а о тех процессах в коллективном бессознательном, выражением которых мода является.

Модный код, как и любой другой, — это информация. Если код производится сознательно, мы получаем личное высказывание его автора. Если код воспроизводится бессознательно, за ним скрываются те представления, которые характеризуют общество на данном этапе. Что происходит в головах у людей, о чем они сами не подозревают? Информация в деталях, хоть они и всегда банальны, как сказал Оскар Уайльд.

moda

Если описать современный актуальный лук, то читатель не только его сразу узнает, но и скажет, что это уже выходит из моды. Выбритые виски, клетчатая рубашка, застегнутая на все пуговицы, борода, татуировки, сознательно плохо сидящие брючки, цветные полукедики, очки — это для мужчин. Примерно то же самое для девочек, но с вариациями: девочка может быть без бороды, но на ней обязательно должно быть что-нибудь специально нелепое: кукольное платьице, шортики с высокой талией, кофточка, заправленная в юбочку. Платья в пол, появившиеся в этом сезоне, не вписываются в этот тренд, это отдельная тема. Тот, кто скажет, что описанный имидж уже не в тренде, будет прав, если речь идет о Париже или Милане. Но то, что задумывается там, оседает в коллективном бессознательном медленно и постепенно. В провинциальном городе или в сети детки еще долго будут копировать код трехлетней давности, который наскучил уже даже его авторам.

moda

Николай Усков еще несколько лет назад иронично назвал тренд застегиваться на все пуговицы «гопник-стайл». А сегодня случайно встреченный гопник, понятия не имеющий ни о мнении бывшего главного редактора GQ, а ныне автора Сноба, ни о современной моде, идет, наглухо застегнув клетчатую рубашку. Еще десять лет назад гопники так не делали. Модный код проникает в психику человека на уровне неконтролируемого считывания и воспроизведения.

В моде последних нескольких лет прослеживаются две взаимосвязанные тенденции: подражать детям и убивать сексуальность. В тренде имидж, который никогда раньше никому не казался привлекательным, — хилый ботаник. Все детали работают на то, чтобы подчеркнуть слабость, псевдоинтеллектуальность, отсутствие «мачизма».

Вместо квадратов прокаченной груди — боязливо скрытая тонкая шея, вместо обтягивающих задницу джинсов — неубедительно сидящие брючки компьютерного затворника. Даже современная татуировка — это уже не сексуальный сигнал как, например, у Джорджа Клуни в «От заката до рассвета», а, наоборот, странный невзрачный рисунок, нарушающий гладкую поверхность тела.

moda

Раньше тело бессознательно стремились уподобить фаллосу. Можно было бы сослаться в этом вопросе на Жана Бодрийяра, но, поверьте на слово, если вы его не читали. Загар, безупречная поверхность, открытые части тела, лакированная кожа, шелк, атлас. Все эти вещи превращают тело в член, как остроумно замечают французские культурологи двадцатого века.

Модная деталь (браслет, чулки, вырез) акцентирует ногу, руку или шею, отделяет часть от целого, символически намекая на возможность кастрации и тем самым еще больше привлекая внимание к воображаемому фаллосу. Это не бред, об этом писали философы-постмодернисты десятилетия назад.

moda

Еще французские философы говорят о знаках секса. Это любые намеки на агрессивную женственность: длинные волосы, яркий макияж, высокие каблуки. Вне зависимости от того, кто носит эти «знаки секса», женщина или мужчина.

Так вот, современная мода отказывается от знаков секса, заменяя их на знаки несексуальности. Детали современной моды стремятся нарушить чувственность имиджа, уподобить модель не мужчине или женщине, а клоуну-фрику. Сейчас модно выглядеть немного смешно, немного нелепо, чуть-чуть как ребенок. Отсюда такое обилие ярких платьев с завышенной талией, с пышной юбочкой, платьев для школьницы или для куколки, но никак не для «шикарной женщины».

moda

Можно было бы увидеть в такой тенденции скрытые педофильские желания современного общества, но это было бы слишком просто. Современная мода превращает взрослых в детей, но это дети, лишенные сексуальности.

Мальчик-ботаник — не просто хилотик в очках, Гарри Поттер. У современного мальчика обязательно есть борода! Иначе он имел бы шанс быть привлекательным. Но борода и татуировки усложняют образ, уводят его от простой детской сексуальности. То же самое с женской модой. Никто не копирует имидж роковой женщины в духе Шерон Стоун в «Основном инстинкте». Но и архетип Алисы в Стране чудес уже не воспроизводится как раньше, напрямую. Девочка обязательно немного неуклюжа, у неё не на месте талия, вместо золотых локонов — невнятный пучок.

moda

Этот же код поддерживает мода в фотографировании. Инстаграмные фоточки не предназначены для того, чтобы показать человека чувственным. В моде сейчас резкие ракурсы и «забавные рожицы». Люди хотят быть «мимимишными» и не стесняются кривляться, они больше не боятся получиться плохо.

Итак, модный код, который, не задумываясь, копируют в провинциальных городах и во всемирной сети, нивелирует сексуальность и превращает всех в детей.

С одной стороны, это закономерный результат развития человечества. Человечество развивается по принципу Бенджамина Баттона. В древности, когда общество было юным, модные тренды задавали мудрые старцы, вожди племени. В Средние века, Эпоху Ренессанса и Новое Время тон задавали взрослые люди, что естественно. Юным стало быть модно в середине двадцатого века, когда в эпоху рок-н-ролла человечество переориентировалось на культ молодости. Прошло еще полвека, и началась эпоха всеобщего детства.

moda

Сегодня человечество стало по-настоящему инфантильным. Не нужно больше гоняться за мамонтами, убивать врагов, плести интриги. Нет, все это, конечно, осталось. Но тенденция, тенденция такова, что большая часть современных людей проводит свое время, сидя в интернете.

Это происходит относительно недавно, последние лет пятнадцать. Но уже выросло целое поколение, которое никогда не существовало без личной странички в социальных сетях, поколение с совершенно другими мозгами. Эти люди с детства живут в пространстве коротких фраз, статусов, упрощенных цитат. Они не умеют воспринимать длинный текст или выстраивать сложную систему образов в своем воображении. Их мышление фрагментарно, твиттерно, бестелесно.

Тело должно существовать в трехмерном пространстве. В двухмерном пространстве экрана планшета нет места настоящей телесности и сексуальности. Современный человек практически не нуждается в собственном теле, он существует как аватарка в сети.

moda

Французские философы, упомянутые выше, полвека назад придумали термин «тело без органов» для обозначения современного человека. Они и сами не ожидали, насколько окажутся правы. У современного человека нет острой необходимости в теле, а значит, и в сексуальности. И социальные трансформации в сфере сексуальности не заставили себя ждать. Выросло целое поколение людей, равнодушных к сексу. Они не равнодушны как средневековые монахи, принципиально и аскетично, они равнодушны чистосердечно. Им просто ничего не надо. Нет, они, конечно, смотрят порно и даже, наверное, иногда делают это. Но секс перестал быть волнующей целью, ради которой совершаются подвиги, и происходит весь выпендреж. Современные детки сами не осознают, насколько они не интересуются сексом.

А на уровне бессознательного это глобальное безразличие выражается в моде. Современный человек легко и без внутреннего противоречия копирует заведомо несексуальный код. Девочки и мальчики застегивают верхнюю пуговицу, но если их спросить зачем, скажут: просто так. Они выглядят так хуже, но им все равно. Они делают себе обязательную татуировку не затем, чтобы кого-то спровоцировать, а опять же просто так. Это не то же самое, как когда какая-нибудь девушка восьмидесятых делала себе тату в виде королевской лилии на внутренней стороне бедра. Сегодня татуировка — это знак без внутреннего чувственного содержания.

moda

Человечество перешло из эпохи юности в эпоху детства. Детство — это последний период в жизни каждого, когда человек может играть сам с собой и не нуждается ни в ком. Уже подростки всегда хотят быть с кем-то, страдают по кому-то. Дети же абсолютно самодостаточны. Конечно, они ничего не могут без родителей, но сами этого, конечно, не осознают. Ребенок может играть целый день один и быть счастлив.

Современный человек точно так же не нуждается в выходе за пределы зоны собственного комфорта, чтобы соприкоснуться с чужим пугающим телом. В наши дни мальчикам проще мастурбировать, чем совершать подвиги во имя прекрасной дамы. Они могут несколько дней просидеть в компьютерной игре или за сериалом и не считать это чем-то ненормальным. Современный мужчина, как остроумно заметил Виктор Пелевин, — это Уроборос, древний змей, сосущий собственный хвост, символ абсолютной самодостаточности.

moda

moda

Общество, состоящее из уроборосов, — очень спокойное общество. В наши дни, когда людей слишком много и все можно, это очень удобно. Если и появляются пассионарные точки, то это происходит довольно локально и слишком похоже на роман Виктора Пелевина «Снафф» (но это, как и длинные платья, отдельная тема, к тому же слишком острая).

Так что, с одной стороны, агрессивная сексуальность гасится модой под влиянием бессознательного движения человечества к детству. С другой стороны, общество, опять же бессознательно, заинтересовано в устранении агрессивной сексуальности, направленной вовне, так как самодостаточные уроборосы, — это намного спокойнее и безопаснее в условиях разросшегося и слишком разнообразного современного человечества.

moda

Возможно, дальше взрослые люди будут стремиться уподобиться младенцам и животным. Ситуативно модные знаки на эту тему уже появляются. Это и анимешные ушки, и штаны «как будто в них наложили», но, наверное, мода изобретет какие-нибудь более остроумные способы сделать из взрослых людей агукающих пупсиков. Пока что же большие мальчики смотрят сериалы и мастурбируют, а девочки приглядываются к длинным платьям по дороге в качалку, но это уже отдельная тема.